Куратор выставочного проекта «Русский лес» Никита Сазонов о выставке | Арт | Time Out

Куратор выставочного проекта «Русский лес» Никита Сазонов о выставке

  7 августа 2009
3 мин
Куратор выставочного проекта «Русский лес» Никита Сазонов о выставке
Скрытый месседж выставки: «Лес — это наше культурное сердце». Никита Сазонов сформировал в выставочном пространстве и дубраву, и березняк

Никита Сазонов обычно курирует выставки иронические и игровые, как недавняя «Инсталляция Коминтерна «Пылающая
Африка» с боевыми революционными страусами и листовками на языке суахили или интерактивная детская часть выставки про
Петра I в Манеже. На этот раз
благодаря кураторскому обаянию в коллективном проекте Музея городской скульптуры участвуют авторы, которые редко
попадают под одну крышу.

Откуда взялась идея выставки, и как все на нее согласились?

Идея спонтанная. К этой выставке не надо относиться серьезно, как к спланированной акции. Это импровизационная, легкая, летняя выставка. Идея проста: пространство, в котором мы живем, — лесные равнины — воспевалось классическими художниками во все времена. «Утро в лесу» мы все хорошо знаем. А вот актуальные художники, мне
кажется, недостаточно обращались к этой теме,
чтобы уравновесить
массив реалистической русской живописи. И вот мы кинули клич среди знакомых художников.

И как они отреагировали?

Задавали вопрос: «Нам что, рисовать ели, шишечки-иголочки?»
Я отвечал: «Вы можете делать
все, что хотите, главное, чтобы
это имело отношение к русскому лесу, вашему ощущению этого леса, чтобы тема была в вашем сердце. А уж зритель или
критик сам разберется, что подходит, а что не подходит». Таким
образом собралось приличное
число участников для небольшого зала — порядка 30 человек. Все
очень разные. У нас есть и скульптуры, и объекты, и инсталляции, и видеоинсталляции.

Был строгий отбор?

Практически нет. Комиссия никакая не работала. Мы только
отвергли несколько классических реалистических пейзажей.
Получилось очень странное, легкое и забавное пространство,
скрытый месседж которого для
наших сограждан таков: «Лес
— это наше культурное сердце.
Будьте внимательны к нему, наблюдайте за ним, берегите его».
Мне пространство выставки хотелось ощущать не как дремучий ельник какой-то, а как солнечный молоденький бор, в котором зеленый мох, капельки сверкают на солнце…

Ты предлагаешь по выставке гулять, как по лесу?

Да, и мы старались сделать, чтобы она была хаотичной, как лес.
Попытались выделить поляну,
где можно посидеть на скамеечке. Она завешена у нас картинами Валерия Подлясского.
Есть у нас дубрава, ельник,
березняк. Есть странные
работы, связанные с темой
только ассоциативно.
Вот, например, Женя
Лаптева на полиэтиленовой пленке нарисовала много мужчин
и спичку. Спичка — это
женщина, которую надо беречь, как лес.
Так она это
видит. Есть у нас экологическая
скульптура — кабан
из пустых бутылок, найденных в лесу.

Чем русский лес отличается, скажем, от немецкого?

Для нас это на подсознательном уровне существует. В случае опасности мы всегда уходим
в лес. Вот немцы в лес не уходят, они уходят в горы. Лес — это
строительство, топливо, вообще
естественная среда. Мне кажется, что подобное ощущение леса
как дома есть только у жителей
Амазонии. Но там совсем другой лес, да и жители, прямо скажем, другие.

А ты сам какой больше любишь лес, сухой сосновый
или смешанный?

Сухой сосновый больше, в нем
ноги не промокают.

То есть, на самом деле ты больше любишь финский
лес…

Ну, да, но в дубравах средней полосы России тоже очень приятно.

«Русский лес»

До 16 августа,
Выставочный зал Музея
городской скульптуры