О фестивале Earlymusic
Earlymusic — главное пространство аутентичного исполнительства в стране. Фестиваль
годами прививает публике
вкус к старинной европейской
музыке. С прошлого года в сферу
интересов Earlymusic попал
и Восток. Уже исследована
Япония, в этот раз на очереди
Китай, восточные республики
России и, как и прежде, полумифическое музыкальное прошлое
Европы. Худрук фестиваля Андрей Решетин объясняет, откуда
взялся интерес к Востоку.
Идеологически фестиваль
придерживается прошлогодней концепции?
В прошлом году мы начали долгосрочное расследование перипетий сожительства разных музыкальных культур. Культуры перетекают из одной тарелки в другую, как живая вода.
Включение Востока в пространства фестиваля — естественный
шаг навстречу музыке. Барочная
арфа елизаветинских времен и японские национальные гусли кото ужились на одном концерте в прошлом году. Французской мелодекламации в исполнении знатока барочной поэтики
Бенжамина Лазара и китайской
музыке в исполнении Ли Фэнцюнь и Вань Цзяньсинь предстоит встретиться на этом фестивале.
А что общего у такой музыки
с хип-хопом, который также
прозвучит на концерте?
Мы сейчас работаем над этим.
Скорее всего, при входе в Шереметевский дворец мы поставим
какого-нибудь колоритного
рэпера с хорошим диджеем с соответствующими текстамипеснями, с яркой ритуальной
жестикуляцией, свойственной
нашему времени. Ведь хип-хоп в современной культуре — аналог
барочной мелодекламации. В обоих случаях звук, жест и слово объединены в один язык.
А какой шанс у слушателя
без знания языка вникнуть
в тонкости барочной французской мелодекламации
Бенжамина Лазара?
Могу сказать по себе: четыре
года назад я смотрел «Мещанина во дворянстве» в его
постановке, получая огромное
удовольствие от звучания
французского языка, которого
не понимаю совершенно. Настоящая красота завораживает
всегда, даже если человек еще
не понимает тонкостей языка.
Для слушателя слово оживет
благодаря интонированию и барочным жестам, которыми
оно сопровождается. Музыкальной подоплекой этому
будет звучание клавесина. Игра
Бенжамина Алара, молодого,
но уже невероятно популярного
клавесиниста в Европе, станет
первой составляющей формулы
«Звук, жест и слово».
Почему вторая часть концерта посвящена средневековому Китаю?
Людовик XIV выдумывал китайскую культуру: построил себе в Версале дворец — фарфоровый
Трианон, разбил небольшой
китайский парк. Именно с него
пошла мода на китайщину,
которая докатилась и до наших
северных земель. Поэтому
вторая часть концерта посвящена Китаю, где совершенно
особое отношение к культурным
корням. Известно, что китайский чиновник для того, чтобы
получить хороший пост, должен
был в совершенстве владеть искусством каллиграфии, поэзии
и знать всю китайскую литературу начиная от сотворения
мира. Интересно, как сейчас два
китайских музыканта, вооружившись щипковым инструментом цинь и китайской флейтой,
будут представлять свою
традиционную музыку.
Какие еще культурные
перекрестки будут представлены на фестивале?
Помимо Франции и Китая, камерной музыки Европы с Паоло
Пандольфо, Машей Успенской
и японского музицирования в лице трех ведущих представителей киотского клана Саваи, мы впервые обращаем внимание на традиционную музыку народов
России: выступление ансамблей
из Бурятии, Калмыкии и Татарстана на открытии фестиваля.
Это наш реверанс в сторону
Анны Иоанновны, которая в 1740
году провела первый фестиваль народов России, больше
известный нам как «Свадьба
шута Голицина». Мы пригласили действительно достойных
музыкантов — не тех, кто играет
гипертрофированную глобализмом второсортную музыку,
превращая свою уникальную
культуру во что-то общеупотребительное, а тех, кто по-
настоящему сохраняет, бережет
и восстанавливает традиции.
Фестиваль Earlymusic
С 7 сентября,
концертные залы города