Интервью с Алисой Хазановой
По сюжету героиня Алисы Хазановой — сотрудник детской комнаты милиции в маленьком депрессивном городке — пытается найти себе пару в жизни.
Ваша кинокарьера — реванш за то, что не удалось сделать в балете? Или запоздавшее обретение истинного призвания?
Призвание обнаружилось в возрасте пяти лет. В девять поступила в балетное училище, окончила его с красным дипломом, танцевала в Большом театре. Потом уехала учиться в Америку, в школу основательницы модерна Марты Грэм. Вернувшись в Большой, параллельно преподавала модерн в школе Николая Огрызкова. В истинности призвания не сомневалась, хотя сомнения в возможности сделать карьеру в балете, где все стоят в большой очереди, начали появляться. Как раз в момент сомнений получила травму и пошла учиться на хореографа. Но природа у балерины та же, что у драматической актрисы, — актерская. Бороться с ней тяжело. Однажды во Франции подруга привела к нам Николая Хомерики, который учился тогда в киношколе La femis. Встреча творческих людей порождает порой самые неожиданные решения. Коля доверил мне небольшую роль. Фильм «Вдвоем» получил приз на Каннском фестивале.
В «Сказке про темноту» вы играете милиционершу с абсолютным духовным иммунитетом на грязь и пошлость. Что в ней от вас?
Наверное, я много своего привнесла — в том смысле, что, когда ты постоянно находишься в кадре, то как бы живешь в этой истории. Но, конечно, это не я. Скорее, это сам Коля, но ему хотелось показать это через женский взгляд. Коля хотел, чтобы она имела какое-то отношение к детям — воспитательница детского сада, учительница в школе, даже продавец в аптеке. В результате вышли на милиционера, что, как мне кажется, очень правильно — существующее у нас восприятие милицейской формы и определенная жесткость, которая подразумевается, дает возможность подчеркнуть хрупкость человека, стоящего за этим.
А каким образом сам Хомерики присутствует в фильме?
Он размышляет о том, что происходит с людьми вокруг, и видит одиночество страшное. Которое совершенно не зависит от того, насколько тесно заполнена комната, в которой находится человек. И у каждого человека есть своя внутренняя история совпадения или несовпадения с людьми, с которыми его сталкивает жизнь. Это не разделяется на мужское и женское.
Часть зрителей фильм убеждает, что героиня — несчастная женщина, которая просто фригидна по природе своей…
Никакой фригидности не подразумевалось. И отсутствие внешних эмоций, в которой нас упрекают, — сознательный ход автора: Коле понравилась эмоциональная ровность. Хотя отснятого материала было очень много, было много эмоционального, были даже слезы. А подразумевалось несогласие человека поступаться своими принципами. Несогласие мириться с какими-то вещами.
Перед премьерой в Доме Кино режиссер выходил к публике и заранее извинялся за обилие нецензурной лексики. Он каждый раз будет так выходить?
Это уж как он решит. Саша Родионов, интеллигентнейший человек, который написал этот сценарий, проповедует вербатим, поэтому большинство диалогов в сценарии взяты из услышанного или из блогов. Не придуманы. Когда есть задача снять кино, близкое документальному жанру, то, показывая определенные срезы общества, без мата просто не обойтись. Я знаю, что для каждой сцены мы снимали дубли без мата. Потом был сделан выбор. И картина получилась такая, какая есть.