Леса и чудеса: 6 фактов о Спасе-на-Крови | Город | Time Out

Леса и чудеса: 6 фактов о Спасе-на-Крови

Клара Хоменко   15 мая 2023
8 мин
Леса и чудеса: 6 фактов о Спасе-на-Крови
Фото: legion-media.ru
140 лет назад в Петербурге был заложен первый камень в основание храма Храм Воскресения Христова на Крови — одного из самых заметных архитектурных памятников города, который сейчас почти постоянно стоит в лесах. Time Out рассказывает, почему это считается хорошей приметой, — и еще несколько интересных фактов о соборе.

Изначально на этом месте была деревянная часовня

Фото: legion-media.ru

Храм Спаса-на-Крови поставлен на месте гибели императора Александра II, 1 марта 1881 года убитого террористами. Уже на следующий день после его смерти к Александру III обратилась Городская дума: у государя просили разрешения возвести часовню или памятник. Новый царь ответил, что нужен храм — но в качестве промежуточного решения построили все-таки часовню. Проектировал ее Леонтий Бенуа, и он справился так быстро, что уже 17 апреля деревянное строение освятили и провели там первую службу. Ни копейки государству этот не стоило — все расходы оплатили городские купцы. Интересно, что строительство велось таким образом, чтобы не затронуть участок мостовой, где была пролита кровь Александра II. Часовня простояла два года, после чего ее перенесли на Конюшенную площадь. Туда же на время строительства перенесли решетки канала, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренной кровью Александра II. Часовня простояла еще 9 лет, до 1892 года, пока не обветшала и не была разобрана.


Проект Спаса-на-Крови вызвал ужас у архитекторов

Фото: legion-media.ru

Конкурс на строительство храма был анонимным — однако участники его были очень известными архитекторами. Победителем оказался проект Антония Томишко, выполненный в русско-византийском стиле, но когда императору показали его, а также проекты академиков Иеронима Китнера, Андрея Гуна и Леонтия Бенуа, Александру III не понравился ни один. Он хотел, чтобы храм был похож на русские церкви, которые стоят в Ярославле, в том числе на храм Николая Чудотворца Мокринского. Конкурс объявили во второй раз — и опять не угодили. А дальше, со слов Бенуа, произошло следующее:

«К государю проник со своим проектом (пользуясь связями с духовенством и низшими служащими) архитектор Парланд, и его чудовищное измышление, поднесенное в очень эффектной раскраске, нашло себе высочайшее одобрение. Уже во время постройки «Храма на крови» Академия художеств настояла на том, чтобы были исправлены слишком явные нелепости и недочеты проекта Парланда, но, увы, и в этом исправленном, окончательном виде это жалкое подражание Василию Блаженному поражает своим уродством, являясь в то же время настоящим пятном в ансамбле петербургского пейзажа».

Это мнение существует в Петербурге по сей день. Спас-на-Крови слишком сильно выбивается из городского архитектурного облика, и потому многие считают его, мягко говоря, не самым привлекательным зданием.


Мозаики Спаса-на-Крови — «родственники» мозаикам Московского метрополитена

Фото: legion-media.ru

Собор возводили 24 года с применением самых передовых на тот момент технологий, туда даже провели электричество. Его планировали освятить еще в 1897 году, но в реальности к моменту церемонии Александр III уже скончался. В 1907 году митрополит Антоний проводил крестный ход вокруг нового храма уже с государем Николаем II, то есть прошло целых десять лет от назначенной даты. Причиной этого стали мозаики в убранстве храма: 7065 квадратных метров, 30 эскизов от лучших художников того времени: Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Андрея Рябушкина, Николая Харламова и многих других. Мозаики есть даже снаружи — а внутри Спас-на-Крови полностью покрыт ими. Там нет ни одной росписи.

Причиной этого стал климат города: сырость очень быстро погубила бы краски, а мозаика, при всей своей дороговизне и трудоемкости, точно простояла бы дольше. Делали ее «венецианским» методом: эскизы зеркально переносили на толстую бумагу, разбивали рисунок на участки, клеили смальту и заливали ее цементом. Потом переворачивали — и везли готовый блок в храм, крепить. Делалось все это в мастерской Владимира Фролова. После революции мастер остался в России и жил очень плохо, не имея никакой работы, пока ему не предложили сделать мозаики в Мавзолее Ленина, а затем для московского метро. Сейчас они украшают станции «Павелецкая», «Автозаводская» и «Маяковская».

Фролов, истощенный старик 68 лет, делал их в блокадном городе. Его мозаики по просьбе самого Фролова вывезли по Ладоге на последнем корабле. Мастер остался в Ленинграде и умер от голода.


Спас-на-Крови считается неуничтожимым и предсказывающим будущее

Фото: legion-media.ru

У этой легенды глубокие корни — и растут они, скорее всего, из восторженных публикаций в газетах при открытии храма. Они тогда много писали о «мостовой, освященной кровью государя». Тем не менее, есть ряд фактов, которые легенду подтверждают. В 1930-е год храм было решено разобрать и пустить кирпичи от него на что-нибудь полезное, причем решение это принималось дважды. Сроки работ не были обозначены, и в итоге церковь простояла до самой войны, хотя по сути была обречена, как и большинство церквей в русском стиле в те годы. Во время блокады здесь расположился городской морг, после победы здание попросил себе Малый оперный театр, которому негде было хранить декорации. Все это время храм, естественно, не ремонтировали. В 1961 году реставраторы должны были составить опись состояния здания и обнаружили в одном из куполов фугасный снаряд, который мирно пролежал там 18 лет, так и не разорвавшись. Его с величайшей осторожностью вытащили и обезвредили на Пулковских высотах.

Возможно, что свою роль в легенде о нерушимости Спаса-на-Крови сыграла и такая абсолютно нехристианская вещь, как нумерология. Высота центрального сооружения храма составляет 81 метр — Александра II погиб в 1881 году. Один из куполов находится в 63 метрах над землей — именно столько лет было императору на момент кончины. Случайно так вышло или нет, большой вопрос. Добавьте к этому историю о святой крови царя, бурную историю города трех революций — и не окажется ничего удивительного в том, почему вокруг этого места есть некий ореол сверхъестественного. Здесь иногда слышат стоны умирающего человека и видят призраки террористов.

А еще есть легенда, что под самым куполом, там, где ничего толком не разглядеть, есть некая икона, на которой описано все будущее России. Якобы, если приглядеться, можно увидеть на ней даты великих потрясений: как минимум, 1917, 1945 и 1991 годы.


Со Спаса-на-Крови лучше не снимать леса

Фото: legion-media.ru

Это еще одна легенда — плод чувства юмора петербуржцев, которая весьма интересным образом воплощается в жизнь. Реставрационные работы по Спасу-на-Крови начали в 1970-е, одев храм в леса. Учитывая состояние здания к тому моменту, было понятно, что это надолго — однако их не снимали следующие 20 лет, и по городу начал ходить анекдот: мол, как леса со Спаса снимут, тут советская власть и рухнет — и работы, и СССР явно были на века. Но в 1991 году леса сняли, а СССР распался. С тех пор в городе с интересом следят за тем, когда на храме начинают восстановительные работы: последний раз Спас-на-Крови стоял ничем не прикрытый в 2020 году. Сейчас треть здания снова зашита в сетку.


В Спас-на-Крови пускали по пропускам

Фото: legion-media.ru

Парадоксально, но факт: в царской России собор не был передан епархии и проходил по ведомству Министерства внутренних дел. Для такого решения имелись основания. Во-первых, это был не столько храм, сколько мемориал, «русская Голгофа» на месте, где пролилась кровь «царя-мученика». Гибель Александра II подавалась как вторая кончина Христа, искупительная жертва. Подкрепляли эту точку зрения даты: император родился на Пасхальной неделе и был убит в первое воскресенье Великого поста. Во-вторых, собор отнюдь не был построен «всем миром», как принято считать: из 4,6 млн рублей, которые ушли на возведение Спаса-на-Крови, казна выделила 3,6 млн. Поэтому в храме читали проповеди и служили панихиды, посвященные памяти Александра II, но не крестили и не венчали: это был не столько храм, сколько «общенародный памятник», нечто вроде современного мавзолея Ленина, только хранились здесь части мостовой и решеток, забрызганных кровью Александра II. Верующие, которые приходили сюда, молились только в одном месте — около западного фасада перед мозаичным «Распятием», и для этого иногда надо было оформлять специальные документы.

В наши дни в храм Спаса-на-Крови попасть легко. Нужно доехать на метро до станции «Невский проспект» и выйти на канал Грибоедова, с мостика которого открывается вид на храм. Билетные кассы находятся с тыльной стороны здания, они работают с 10 часов утра, в это же время открывается храм. Билет для взрослого в Спас-на-Крови стоит 400 рублей, для детей и студентов — 200 рублей. С 1 мая по 30 сентября собор открыт в вечернее время с 18:00 до 21:30 без экскурсионного обслуживания, билет в это время стоит 600 рублей.