6 кинотеатров Петербурга в исторических зданиях: «Аквариум», живая цепь и тапер Шостакович | Город | Time Out

6 кинотеатров Петербурга в исторических зданиях: «Аквариум», живая цепь и тапер Шостакович

Клара Хоменко   18 мая 2023
8 мин
6 кинотеатров Петербурга в исторических зданиях: «Аквариум», живая цепь и тапер Шостакович
В мае 1846 года в Петербурге с огромным успехом и даже ажиотажем прошли первые в России кинопоказы. Одно из них состоялось в Московском купеческом банке на Невском проспекте, где ныне расположен один из крупнейших книжных магазинов города. Синематограф там не сохранился. Time Out рассказывает историю шести кинотеатров Петербурга, которые до сегодняшнего дня находятся в исторических зданиях города.

Содержание 


«Лендок»

Фото с сайта кинотеатра

Кинотеатр знаменитой документальной студии находится в доме сенатора Половцова, который был построен в 1887 году по проекту архитектора Месмахера. Одна из самых примечательных особенностей этого здания — каменные чаши в стенах с барельефом вроде бы непонятного назначения. На самом деле это поилка для лошадей, потому что рядом с жилой частью дома размещался манеж, и коней заводили внутрь помещения. Позже владелец дома сдал его купцу, который обустроил в здании казино — для этого дом пришлось слегка перестроить, но поилки остались на месте. Потом здесь работал Интимный театр, где играли японские комедии, после революции — клуб строителей. В 1946 году особняк заняла студия документальных фильмов.

Сейчас Лендок — культурная площадка, где есть не только кинотеатр, но и лофт-галерея для лекций и спектаклей, уютный внутренний двор, ресторан, образовательное пространство и, конечно, кинотеатр под названием «Белый зал» — один из самых красивых в Петербурге.


«Аврора»

Фото с сайта кинотеатра

Чтобы попасть в один из старейших кинотеатров Петербурга, нужно пройти под арку дома № 60 — именно во дворе его находится знаменитый фасад с полуротондой. В доме жил когда-то поэт Вяземский, а сама собственность переходила из рук в руки — в частности, одной из его владелиц была графиня Анна Толстая, мать писателя Алексея Константиновича Толстого, одного из «отцов» Козьмы Пруткова. В конце концов дом перешел к купцу Глазунову, который использовал свое имущество весьма предприимчиво: здесь были не только жилые квартиры, но и магазины, конторы. В 1913 году во дворе построили кинотеатр на 800 человек.

Назывался он «Пикадилли» и был одним из первых специализированных кинотеатров в городе — до этого кино показывали в павильонах, театрах, даже в Большом зале Петербургской консерватории. «Пикадилли» же был построен специально под демонстрацию кинокартин — для него даже купили новейшую по тем временам технику. Само здание тоже было очень красивым: снаружи выстроенное в стиле неоклассицизма, внутри украшенное лепниной и росписью в духе модерна — все это, к счастью, сохранилось до наших дней. Роскошное столичное заведение с рестораном и дансингом открылось в декабре 1913 года и с тех пор не было дня, чтобы здесь не показывали кино — «Пикадилли», переименованный в «Аврору» в 1932 году, работала даже в блокаду.


Киноцентр «Родина» и Дом кино

Фото с сайта кинотеатра

Тяжеловесное, основательное здание на Караванной было построено для Петроградского губернского кредитного общества. Спроектировано оно в стиле итальянского палаццо XVI века — отсюда коринфские колонны и венецианские окна, грифоны на лестницах, крылатые львы на крыше, а также золоченый картуш на крыше с изображением трех шаров — символом ростовщичества. Строили банк три года, с 1913-го по 1916-й, и чтобы использовать такую роскошь с наибольшей отдачей, здесь открыли еще и кинотеатр под названием «Сплендид-Палас», а в подвале — магазины. Но не успели заказчики въехать в новые помещения, как случилась революция.

Банк, разумеется, исчез. Кинотеатр остался на месте, и 7 ноября 1918 года здесь прошла премьера первого советского художественного фильма. Он назывался «Уплотнение» и был снят по сценарию самого наркома просвещения Анатолия Луначарского: история рассказывала о том, как в квартиру одной профессорской семьи вселяют бедного слесаря и его дочь. В результате молодежь находит для себя новую жизнь и семейное счастье, профессор читает лекции рабочим, а его старший сын, враждебный новой власти, идет в тюрьму. Фильм имел большой успех, как и другие три агитационные картины, выпущенные вместе с ним. Кинотеатр работал до и после войны, в 1924 году здесь подрабатывал тапером Дмитрий Шостакович — тогда студент консерватории.

В 1948 году в «Сплендид-Паласе» провели капитальный ремонт, и он открылся под названием «Родина». Теперь здесь показывали кино для детей. Еще через 10 лет реконструировали вторую половину здания — и туда въехал Союз кинематографистов. В помещениях сохранились элементы первоначальной отделки: грифоны на мраморных лестницах, барельефы, ионические полуколонны, а в малом зале Дома кино — камин. Что касается статуи мальчика-кентавра на ступенях здания, то его поставили в 2003 году в честь 15-летия петербургского кинофестиваля «Послание к человеку». Скульптуру по мотивам рисунка художницы Нади Рушевой создал Дмитрий Пахомов, и она была призовой статуэткой фестиваля, пока кому-то не пришло в голову сделать из нее не слишком удачный монумент.


«Ленфильм»

Фото с сайта кинотеатра

Адрес: Каменноостровский проспект, 10

Сайт

Первый в России публичный киносеанс прошел в 1896 году на открытии летнего сезона в саду «Аквариум». Располагался он по адресу Каменноостровский проспект, 10 — именно там сейчас располагается легендарная студия «Ленфильм». Зал в «Аквариуме» был театральный, но десятиминутная демонстрация «живых картин» прошла с таким успехом, что постепенно здесь все чаще стали показывать кино, а неподалеку появилась одна из первых в стране «Омниум-кино». После революции все это перешло Петроградскому кинокомитету.

В 1924 году здания «Аквариума» начали перестраивать под большую кинофабрику «Ленфильм», и от знаменитого роскошного зала ничего не осталось, кроме полуротонды входа. Ее разобрали при реконструкции в 1952 году. На ее месте построили главный фасад в стиле неоклассицизма с порталом и треугольным фронтоном. Это и есть вход в кинотеатр «Ленфильма» — а также в музей студии и кафе с изображением Чапаева на огромной стене. Об «Аквариуме» напоминает только любовно сохраненный сквер с круглой клумбой по центру перед главным зданием: он дошел до наших дней.


«Дружба»

Фото Яндекс

Жилой дом на Московском проспекте в стиле сталинского неоклассицизма был построен в 1956 году. Кинотеатр на 1 этаже имел все отличительные черты того времени — мраморный пол, лепнина на стенах и потолке, очень хорошее оборудование. Зала было два — красный и зеленый, на 100 и 140 человек. Планировалось, что здесь будут показывать только детское кино, и долгое время так и было без ущерба для посещаемости: кинотеатр оказался единственным на большой Московский район, родители охотно приводили сюда детей на мультфильмы и киносказки. Однако в 1980-х годах «Дружба» все-таки расширила репертуар: на ее экраны стали выходить все фильмы, попадавшие в кинопрокат.

В 90-е кинотеатр худо-бедно работал, но обветшал, а после ремонта, который там сделали, от внутреннего убранства не осталось практически ничего. Зато снаружи это до сих пор один из самых эффектных кинотеатров Петербурга. Внутри у него теперь не два, а четыре небольших зала с расслабляющим освещением перед сеансом.


Angleterre Cinema Lounge

Фото с официальной страницы кинотеатра Вконтакте

Этот кинотеатр не совсем подходит для нашей статьи, поскольку «Англетер», где он расположен — это новострой. Историческое здание конца XIX века, гостиница, где останавливались Чехов и Куприн, Белый и Мандельштам, место смерти Сергея Есенина — было снесено в 1987 году. Для этого были причины: к тому моменту «Англетер» находился в аварийном состоянии, и советские чиновники планировали разобрать его, чтобы на этом же месте построить здание ровно такого же облика, только новое. «Исаакиевская площадь сохранится такой, какой ее привыкли видеть ленинградцы», — успокаивали они и добавляли, что никаких исторических элементов отделки и обстановки в гостинице все равно не осталось.

Ленинград ответил массовыми акциями протеста. Вокруг забора, который окружал обреченный «Англетер», три дня стояла живая цепь. Когда гостиницу, тем не менее, разобрали, люди еще два месяца подписывали у разрушенного здания листы с письмом, осуждающим горисполком Ленинграда. Какой в этом был практический смысл? «Если хоть один человек, виновный в уничтожении экологии Ленинграда, потеряет хотя бы одну нервную клетку, польза есть несомненная», — написано рядом с одним из автографов, которые ныне хранятся в Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга.

Новый «Англетер» с прежним обликом действительно поставили на старом месте в 1991 году. В 2013 году там открылся кинотеатр Angleterre Cinema Lounge, где показывают кино только на языке оригинала, а также «кино не для всех» и фестивальные картины. Чтобы попасть туда, надо войти в лобби отеля и пройти через галерею кафе с панорамными окнами, которые выходят на Исаакиевскую площадь.