Новояз: британское искусство сейчас
LittleWhitehead, «Это случилось в углу», 2007
Художник, чей псевдоним
можно перевести как «минибелоголовый»,
базируется в Глазго и делает остроумную,
рваную и довольно агрессивную графику,
объекты-картины с намалеванными словами, хулиганские объемные инсталляции.
Его сайт открывается девизом: «Мы хотим
визуально избить вас». Сложно однозначно
решить, что такое «Это случилось в углу»
— скульптура или инсталляция, так же как
и нельзя точно сказать, чем они там в углу
занимаются. Но в любом случае такого рода
вещи уже могут именоваться старым новым
реализмом.
Ариф Озака, без названия, 2007
В своих здоровенных (два на два с половиной метра) полотнах, которые выглядят на редкость музейно, лондонец Ариф Озака
использует традиционно «драгоценные»
средства классического искусства — многослойную масляную живопись, листовое золото, обнаженные тела в сложных ракурсах.
Добавляя к ним цифровую печать, он смешивает образы, которые обычно пребывают
в разных измерениях: стилизованные под
персидские миниатюры рисованные фигурки, приемы композиции старых мастеров
и современных репортажных фотографов.
Картина могла бы называться «Избиение
младенцев» и относиться к любому веку —
от первого до двадцать первого.
Гошка Макуга, «Мадам Блаватская», 2007
Самая эффектная работа на выставке уже попала на афиши. Несгибаемая деревянная «мадам Блаватская»
в натуральную величину, переживающая
какие-то свои мистические озарения, удобно расположилась на двух стульях — образ,
сильный и визуально, и метафорически. Гошка Макуга, польская по происхождению художница, живет в Лондоне и легко
микширует образы из классической
истории искусства, книг о русской
революции, сюрреалистов и Пикассо.
Джед Куинн, «Пирожное в пустыне», 2005
Почти миниатюрная (40 х 50 см) масляная
живопись пародирует голландские натюрморты XVII века: гладкая, сплавленная фактура, точный иллюзионистический эффект
прозрачности стекла и рыхлости вишневого
бисквита. Название при этом апеллирует к библейскому «гласу вопиющего в пустыне».
Форма пирожного воспроизводит берлинские «кресты» — тюрьму для военных преступников Шпандау, где с 1946 года содержались осужденные на Нюрнбергском процессе нацисты. В 1987-м, после смерти последнего узника, из опасений неонацистских
выступлений здание было буквально стерто в порошок и рассеяно над морем, а на его
месте построили парковку и торговые центры. Куинн подает этот консьюмеристский
итог на блюдечке.
Тесса Фармер, «Рой», 2004
Пожалуй, самый оригинальный художник выставки работает в забытом сегодня
жанре миниатюры. Ювелирные скульптуры выcотой меньше сантиметра
нужно разглядывать сквозь лупу. Составлены эти ассамбляжи из необыкновенных материалов — крылышек и лапок насекомых,
корней, листьев. Фантастическая микрореальность наполнена средневековыми образами Смерти, макабрическими кошмарами и жутковатыми готическими ассоциациями.
Сигрид Холмвуд, «Последние сельские
художники, чистящие картошку» (или
«Мельница старой женщины»), 2007
Нужно быть Саатчи, чтобы включить в список актуальных имен и трендов такого рода живопись. Художница не просто
использует фольклорные сюжеты и образы из «крестьянских» картин Милле или
Ван Гога, но еще и пишет с натуры в Скансене — стокгольмском народном музее под
открытым небом и дружит с ряжеными«реконструкторами». К каждому холсту
она прилагает список ингредиентов, подчеркивая важность использования зеленой
богемской глины, оксидов железа, разведенных простоквашей, сосновой смолы и темперы на яичном желтке. Такие наглядные
«стародавние времена» и «жили-были».
В итоге — смелая прививка наива и искренности, которую Саатчи использует против
цинизма современного искусства.
«Новояз: британское искусство сейчас»
24 октября — 17 января Эрмитаж
Образовательная программа к выставке:
24.10 мастер-класс Тессы Фармер
26.10 семинар «Первое десятилетие XXI века. Новый язык искусства?»
30.10 встреча с куратором Дмитрием Озерковым
11.11 и 9.12 кинопоказы
По пятницам в ноябре и декабре сотрудники Эрмитажа проводят экскурсии по выставке