Диафильмы триумфально возвращаются
В 1970—80-е годы диапроектор
был почти в каждом доме. Вечером задергивались шторы, выключался свет и на экране (чаще
всего его заменяла обычная белая простыня на стене) один
за другим возникали слайды.
Взрослые просматривали любительские фотографии, привезенные из отпусков. Детям студия
«Диафильм» при Госкино СССР
предлагала нарядные коробочки фабричного производства —
сказки для малышей, литературную классику для подростков.
Показ слайдов всякий раз превращался в магическую церемонию. Торжественность момента
создавалась еще и тем, что диапроектор, конструкция громоздкая и хрупкая, был не слишком
удобен в обращении. Слайды меняли вручную, пленка могла застрять в аппарате и безнадежно повредиться, текст приходилось, щурясь, читать с экрана. В 1976 году диапроектор попытались соединить с проигрывателем, но диафильмы с пластинками были дороги и редко попадались в продаже.
Сотрудники «Амфоры-Медиа»
несколько месяцев изучали и сравнивали старые модели, советовались с техническими специалистами, художниками и детскими психологами, расспрашивали ребят и их родителей. В результате появился современный
аппарат «Светлячок». Он работает от батареек, умеет не только показывать, но и говорить — в съемном картридже прячутся
пленка с изображением (отсутствие «цифры» было принципиальным условием) и аудиофайл.
Сам меняет картинки и выключается, когда нужно. Можно спокойно оставить с ним ребенка наедине. Можно отключить звук
и, следя в уютном полумраке за слайдами, читать сказку вслух
по книге, вооружившись лампой подсветки, — то и другое входит в комплект. Пульт дистанционного управления одновременно служит подставкой и закладкой для книжки. Симпатичный
красно-желто-синий «Светлячок»
внешне напоминает игрушку, но прошел суровые испытания на торговых выставках и в детских
садах: разбирали, роняли — все
выдержал. Церемониальность исчезла, волшебство никуда не делось. Только теперь управлять
им гораздо проще.
В месяц будет выходить по 5—6 диафильмов для «Светлячка».
Уже готовы «Очень страшная
история» Даниила Хармса, замечательно проиллюстрированная
Светозаром Островым, «Золушка», сделанная на основе фильма с Яниной Жеймо, пушкинская
«Сказка о рыбаке и рыбке» и народная сказка «Лиса, заяц и петух», «Большие и маленькие» Евгения Чарушина и «Приключе-
ния Буратино» Алексея Толстого.