8 самых красивых станций петербургского метро | Город | Time Out

8 самых красивых станций петербургского метро

  14 сентября 2023
5 мин
8 самых красивых станций петербургского метро
Петербургский метрополитен менее роскошен, чем московский, поскольку первые станции здесь были открыты только после войны — да и строить его было труднее из-за близости большой воды. Тем не менее в городе есть очень красивые станции метро, построенные в основном либо в середине 50-х, либо уже после распада СССР. Time Out рассказывает о самых живописных из них.

«Маяковская»

Год постройки — 1967

Посвященная знаменитому поэту, эта станция отличается очень лаконичным и в то же время броским оформлением. Красный цвет мозаики, которой облицованы стены, настолько насыщенный, что на его фоне люди даже в час пик пытаются делать селфи или фотографировать цветы. А еще здесь три портрета Маяковского: две мозаики работы Юрия Могилевского в разных концах вестибюля и барельеф из меди на входе со стороны Невского проспекта. Под ним помещены строки: «Славьте, молот и стих, землю молодости!».


«Автово»

Год постройки — 1955

Иностранные журналисты в свое время называли эту станцию в числе красивейших в Европе. Отсюда начинался петербургский метрополитен — так что «Автово» построена в типичном для послевоенных лет стиле неоклассики и посвящена героической обороне блокадного Ленинграда. Именно поэтому в оформлении использованы золоченые мечи и лавровые венки.

Павильон станции — ротонда со световым куполом, по краю которого можно увидеть надпись «Cлава в веках доблестным защитникам Ленинграда, в битвах отстоявшим город-герой». Еще здесь есть два мозаичных панно: «Оборона Ленинграда» и «Победа».

Но одна из самых примечательных деталей архитектуры — 46 колонн, 16 из которых облицованы стеклом, имитирующим хрусталь. Это первый случай, когда стекло применялось при отделке метро. Такими должны были быть все колонны, но завод не успел к сроку, и пришлось временно заменить облицовку на гранитную. А дальше умер Сталин, у руля страны встал Хрущев и выпустил указ о борьбе с архитектурными излишествами. Так «Автово» и осталось только с 16 хрустальными колоннами, не имеющими аналогов в мире.


«Кировский завод»

Год постройки — 1955

Красная ветка была первой линией метрополитена в городе — именно поэтому на ней находится так много красивых станций. «Кировский завод» строили для того, чтобы рабочим легендарного одноименного завода, находящегося неподалеку, было проще добираться на работу.

Основная тема, разумеется, успехи молодой советской промышленности — так что внутри можно увидеть литые горельефы с символами машиностроения, электрификации и других отраслей в обрамлении лавровых венков. Павильон напоминает очертаниями греческий храм, а подземный зал с 31 колонной облицован дымчато-серым мрамором. На потолке можно увидеть лепной узор, посвященный заводу, и люверсные светильники — 9 квадратов красивой сквозной решетки, в которую вмонтированы лампы дневного света. Эта технология во времена строительства метро нигде не применялась.


«Спортивная»

Год постройки — 1997

Станция должна была называться «Олимпийской», потому что в 1996 году Петербург вошел в число городов-претендентов на проведение Олимпийских игр. Потом его отсеяли, а станция рядом со стадионом «Петровский» осталась — и ее назвали «Спортивной». Все ее оформление посвящено играм в Древней Греции, так что смотреть на яркие мозаики на золотистых стенах — одно удовольствие.

В тоннеле — 12 античных богов, в подземном зале — панно с профилями участников первых Олимпиад. Светильники стилизованы под олимпийские факелы. И, разумеется, здесь нашлось место рекорду: «Спортивная»— единственная в мире станция метро в два яруса, она может принимать одновременно четыре состава.


«Международная»

Год постройки — 2012

Одна из самых красивых и современных станций на фиолетовой ветке украшена роскошным мозаичным панно с атлантом, который держит на плечах земной шар — а кажется, что весь свод «Международной» целиком. Подземная часть станции залита теплым желтоватым светом, который исходит от колонн, образующих свод, но основная часть освещения исходит от самого арочного свода, напоминающего оранжерейный. Поэтому на «Международной» с ее аскетичным дизайном находиться даже уютно — что не очень типично для новых станций метро.


«Пушкинская»

Год постройки — 1956

Поскольку рядом находится Витебский вокзал, изначально станцию предполагалось посвятить строительству первой в России железной дороги до Царского села. Но в итоге решено было уйти как можно дальше от идей самодержавных Николая I и посвятить эту часть метро Александру Пушкину. Поэтому внутри можно найти памятник поэту авторства классика советской скульптуры Аникушина и панно с изображением Царскосельского парка.

Вся станция облицована белым мрамором и красным гранитом, освещают пространство огромные хрустальные чаши на красивых торшерах и монументальные светильники на потолке. Даже решетки вентиляции здесь стилизованы под решетки самых красивых парков Петербурга — черные, с золотым узором по центру.


«Зенит»

Год постройки — 2018

Единственная в городе станция метро, которая находится на берегу Невской губы — поэтому в ее отделке использованы только синий и белый цвета, имитирующие цвет волн, и песочного цвета гранит.

Выход отсюда — прямиком на набережную и к стадиону петербургского футбольного клуба, поэтому основная достопримечательность подземки — это огромная стеклянная витрина. В ней выставлены символы чемпионства и других спортивных достижений «Зенита» за время его долгой жизни.

Наверху у одного из двух выходов красуется огромный футбольный мяч — на его фоне и фоне арены очень любят фотографироваться болельщики.


«Адмиралтейская»

Год постройки — 2011

Вообще-то эту станцию открыли ещё в 1997 году, но не сделали там платформу. В итоге следующие 14 лет «Адмиралтейская» как бы была — но как бы и не была, так что горожане прозвали ее «станция-призрак». Только в 2011 году там, наконец, закончили все строительные и отделочные работы, и теперь это одна из самых красивых станций в городе.

Называется она так, поскольку находится неподалеку от Адмиралтейства, а темой оформления, соответственно, стало формирование российского флота. Стены подземного зала облицованы голубоватым мрамором, пол выложен гранитом, в который вставлены инкрустации в виде розы ветров. Здесь есть очень красивый витраж с изображением часов и четыре мозаичных панно, а еще бронзовые портреты знаменитых русских адмиралов.

Фото: Getty Images, Unsplash, Pavel Butusoff, astra.astra, Алексей Фёдоров/Wikimedia, Ирина Ясашная, А.Савин/Wikipedia