Ударная волна | Арт | Time Out

Ударная волна

  20 февраля 2010
5 мин
Ударная волна
Движение Новые художники с трудом укладывается даже в масштаб большой музейной ретроспективы. К выставке Удар кисти. «Новые художники и некрореалисты» в Русском музее прилагается разнообразнейшая параллельная программа.

«НОВЫЕ ХУДОЖНИКИ» И БЮРОКРАТИЯ

ТЭИИ

Основной организатор легальных выставок в Ленинграде 1980-х. Объединение художников-нонконформистов, созданное в 1981-м, так и не получило официального признания, но негласно долгое время было единственной организацией неформалов, с которой считался Комитет по делам культуры. «Новые»
неоднократно участвовали в выставках,
организованных ТЭИИ.

Печати и удостоверения

В отличие от нонконформистов, которые изо всех сил стремились откреститься от бюрократических элементов
советской действительности, творческие
группы Тимура Новикова всегда отличала пародийная бюрократия. Неформальные, по сути, организации непременно
имели отличительные знаки вроде печатей, штампов и значков, а еще вручались
удостоверения, например, о сдаче «ученического минимума».

«Новые художники» в фотографии
и документах», галерея «Формула»,
с 26.02

«Клуб друзей
Маяковского»

Официально зарегистрированное в райкоме комсомола в 1986 году как «любительское объединение», «Клуб друзей
Маяковского» стал одной из первых попыток наладить официальный контакт с властями и получить помещение. Участниками клуба были практически все
«Новые художники», а также ансамбль
«Поп-механика».

ДРУЖЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛОЩАДКИ


Рок-клуб

Место, где можно было легально
играть рок-музыку в Ленинграде. «Новые» активно сотрудничали с клубом. Например, Тимур Новиков состоял в нем как участник группы «Кино» и устраивал для друзей выставки в помещении клуба.

Клуб «81»

Театральная студия Эрика Горошевского была основной площадкой для выступлений «Нового театра». Спектакли, или «балеты», представляли собой
стихийные перформансы, часто лишенные всякого плана. Либретто занимало
от силы страницу, что с лихвой компенсировалось визуальными фокусами вроде чудных костюмов, безумных танцев
и летающих над головами зрителей бутылок. Кроме «Новых художников», актерами театра были музыканты группы «Кино», Жанна Агузарова и Наталья
Пивоварова.

Галерея «Асса»

Главное выставочное пространство
«Новых», галерея «Асса» возникла, когда
началось расселение коммунальной квартиры на улице Воинова, где жил Тимур
Новиков. В опустевших комнатах устраивались выставки, концерты, репетиции
и гуляния. По одной из легенд, название
«Асса» возникло благодаря группе Matt
bianco: в одной из песен был припев I say
ye-yes!, русским аналогом единогласно
выбрали «Асса-ее!».

«НОВЫЕ ХУДОЖНИКИ»
И МУЗЫКА

Среди параллельных увлечений «Новых» музыка без сомнения занимала ведущее место. Тимур Новиков придумал группу «Монстерз», Олег Котельников был участником «НЧ/ВЧ», а Сергей Бугаев играл в «Звуках Му». Кроме того, «Новые»
были тесно связаны с важнейшими музыкальными коллективами 1980-х.

«Популярная механика»

В ансамбле «Популярная механика»
Сергея Курехина сочувствующие «Новые» образовывали «индустриальную
секцию», отвечающую за костюмы и декорации. А кроме того, именно они внедрили такие изобретения, как финальный аккорд с адским грохотом рассыпающихся
по сцене железок и музыкальный инструмент «утюгон» — утюг с натянутыми на него струнами.

Кино

Гитарист группы «Кино» Георгий Гурьянов был одним из первых участников движения. Следом пришел Виктор Цой. Вообще,
почти все участники группы рисовали и выставляли работы вместе
с «Новыми художниками». В свою
очередь «Новые» оформляли концерты и пластинки группы «Кино».

«НОВЫЕ ХУДОЖНИКИ» И НЕКРОРЕАЛИЗМ

Инспирированная Евгением Юфитом группа возникла во время выездов на съемки параллельного кино. Компания подобралась не поминай к ночи: Андрей Мертвый, Евгений Дебил, Юрий Циркуль, Алексей Трупырь. Впрочем, в 1990-е большая часть подостыла. В результате активных некрореалистов осталось двое — собственно Юфит и Владимир Кустов.

Выставка «Евгений Юфит», галерея Марины Гисич, с 26.02

«НОВЫЕ ХУДОЖНИКИ» И КИНО

Параллельное кино «Новых»

Главным инициатором съемок был Евгений Юфит, он же в дальнейшем стал основным артхаусным автором Ленинграда. Однако в начале желающих экспериментировать с пленкой 16 мм было больше. Свои фильмы снимали Олег Котельников, Олег Маслов и Андрей Медведев. Чаще всего выезжали за город, подальше от назойливого внимания милиции и КГБ.

Параллельное пересечение «Сикось-накось», «протопоказ» параллельных кинолент 2×16 1980-х гг., 27.02 (15.00), 992 7037, Петергоф, «Водно-моторный клуб №1», www.vmk-1.ru

Специальный показ фильмов Егвения Юфита и «Новых художников» в киноцентре «Родина», 28.02 (18.00)

«Рок» Алексея Учителя

Документальный фильм Алексея Учителя в первую очередь посвящен Борису Гребенщикову и группе «Аквариум», однако второй план порой неизбежно затмевает первый. Концерты в Рок-клубе, «Кино», «Аукцыон», «ДДТ» — что в этой истории видеть главным, вопрос исключительно музыкальных пристрастий.

«Асса» Владимира Соловьева

Бугаев Африка играет неформала Бананана, Виктор Цой — музыканта, а Друбич — красивую, но слабохарактерную подругу. Если кратко — все играют самих себя или почти самих себя, вот разве вместо Ленинграда — пустынная зимняя Ялта.

«НОВЫЕ ХУДОЖНИКИ»
И ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Перед камерой сидит Владислав
Мамышев-Монро, за камерой — Юрий Лесник, рядом — Тимур Новиков. Первая независимая телекомпания в России задумывалась именно так — на троих.
Транслировалась благодаря пиратскому подключению к кабельной
сети и недолго — по госканалу в программе
«До шестнадцати и старше». Сами программы — плохо поддающиеся описанию перформансы, состоящие из фантастических перевоплощений Монро,
пародийных репортажей и вклеек из реальных программ ТВ.

Видеопоказ программ «Пиратского
телевидения» и лекций Тимура Новикова, 25.02 (18.00), галерея «Протвор»

«НОВЫЕ ХУДОЖНИКИ»
И НОВАЯ АКАДЕМИЯ
ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ

В самом конце 1980-х Тимур Новиков
начинает всерьез опасаться, что увлеченность новейшими художественными практиками приведет к тому, что скоро никто не вспомнит о классике, сводит дружбу с Константином Гончаровым и Денисом Егельским и переименовывает недавно созданную Новую академию всяческих искусств в Академию изящных. На этом период ленинградского
нью-вейва заканчивается. Кто не примкнет к Новой академии, в 1990-е продолжит уже без того, прежнего заряда

«Графика «Новых художников» из частных собраний» в Новой академии
изящных искусств и галерее Navicula
Artis, Пушкинская ул., 10, с 26.02 (открытие в 16.00)

«НОВЫЕ ХУДОЖНИКИ»
И ЭНДИ УОРХОЛ

По легенде, в благодарность за присланные работы Энди Уорхол
отправил «Новым художникам» в Ленинград посылку с несколькими банками супа «Кэмпбелл» и два экземпляра книги «Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот)» с автографами. Что с ними стало — вопрос,
говорят, после нескольких лет
хранения банки стали взрываться и протекать.

«Удар кисти.
«Новые художники»
и некрореалисты»
С 25 февраля,
Мраморный дворец.