«Без шапок на мороз»: 6 памятников Петербурга, над которыми смеялись современники
Александровская колонна
Создатель: Огюст Монферран
Где находится: Дворцовая площадь
Когда и в честь кого поставлен: в 1834 году Николаем I его брату Александру I в честь победы над Наполеоном
Что сказали петербуржцы
Легендарный «Александрийский столп» на Дворцовой площади, созданный Огюстом Монферраном и воспетый Пушкиным, не всегда вызывал восторг горожан. Вырубленная из цельного куска гранита колонна, как известно, ничем не прикреплена к постаменту и стоит вертикально только под силой собственной тяжести — по такому же принципу установлены колонны Искаакиевского собора. Однако почти весь Петербург был уверен, что со дня на день памятник рухнет.
Это мнение укреплялось теми, кто рисковал все-таки подойти к колонне вплотную и поднять голову: казалось, что сооружение явственно покачивается. В результате Дворцовая площадь, которая тогда была проезжей, стала гораздо менее многолюдной: жители старались обходить и объезжать ее стороной, что называется, от греха. Чтобы пресечь эти слухи, Огюст Монферран каждый день выходил гулять вокруг своего детища с собачкой.
Иронию у петербуржцев вызвал и сам даритель. Николай I, мягко говоря, не пользовался большой любовью подданных. Так что когда выяснилось, что в официальной переписке монумент называется «Столб Николая I Александру I» — по городу пошла шутка: «Столб от столба столбу».
Памятник Екатерине II
Создатели: Михаил Микешин (проект), Матвей Чижов (статуя Екатерины), Александр Опекушин (скульптуры сподвижников)
Где находится: площадь Островского
Когда и в честь чего поставлен: в 1873 году Александром II в честь 100-летия с восшествия на престол Екатерины II
Что сказали петербуржцы
Абсолютно ничего хорошего петербуржцы об этом монументе не думают по сей день — поскольку он испортил вид на Александринский театр с Невского проспекта. Однако сейчас к памятнику все-таки привыкли, а в середине XIX века его установка вызвала бурю негодования. Идеально спланированная Карло Росси Александринская площадь (ныне площадь им. Островского) была попросту уничтожена помпезным проектом Микешина, который, кстати, был художником, а не архитектором и не скульптором. Он совершенно не учитывал особенностей того места, где собирались возводить памятник. В результате огромный монумент перекрыл величественную квадригу Аполлона на крыше театра и полностью заслонил его фасад, что привело большинство жителей в негодование. Композитор Модест Мусоргский в сердцах назвал монумент «микешинской сонеткой», имея в виду его сходство с колокольчиком для вызова слуг — это прозвище пошло гулять по Петербургу и дожило до наших дней.
Памятники Кутузову и Барклаю де-Толли
Фото: ru.wikipedia.org/Alex ‘Florstein’ Fedorov
Создатель: Борис Орловский
Где находится: Казанская площадь
Когда и в честь чего поставлен: в 1837 году Николам I ради увековечения памяти полководцев
Что сказали петербуржцы
Начать надо с того, что эти монументы собирались установить еще в правление Александра I, но ни один скульптор не согласился их ваять. Причина — требование императора, согласно которому полководцы не должны быть одеты в римские тоги. Между тем это был классический канон того времени. При одной мысли, что на площади будут стоять фигуры в мундирах, скроенных по фрачному образцу, где «хвост сзади, спереди какой-то чудный выем» — у всех людей хорошего вкуса и классического образования начинался приступ негодования.
На два объявленных конкурса не было подано ни единой заявки. Тогда Николай I, взошедший на престол вслед за братом, поручил работу скульптору Борису Орловскому. Тот был тоже изрядно смущен задачей, но нашел выход — задрапировал полководцев в плащи. Однако это не помешало петербуржцам издеваться над новыми памятниками.
Во-первых, открывали монументы 25 декабря. Стоял лютый мороз, и тот факт, что скульптуры имели большее сходство с реальными людьми, нежели древнегреческими героями, заставил публику искать в произведении искусства некую житейскую логику. Отсюда знаменитое четверостишие: «Барклай-де-Толли и Кутузов В двенадцатом году морозили французов. А ныне благородный росс Поставил их самих без шапок на мороз». Во-вторых, позы полководцев тоже никого не оставили равнодушными, так что распространились шутки на тему: «Куда и кому указывает рукой Кутузов у Казанского собора?» — «На туалет Барклаю-де-Толли, который держится рукой за живот». Ходила она и в стихах, и в прозе. Орловский, правда, этого уже не слышал, потому что скончался за шесть дней до открытия.
Памятник Суворову
Создатель: Михаил Козловский
Где находится: Суворовская площадь у Марсова поля
Когда и в честь чего поставлен: в 1801 году по велению Павла I, в правление которого Суворов совершил поход в Италию
Что сказали петербуржцы
Первый памятник некоронованной особе в городе мог быть поставлен еще при жизни Суворова, причем перед Михайловским замком — так Павел I собирался выразить свою благодарность и расположение за Италийский поход. Но меньше чем через год Суворов впал у него в немилость. Тогда место памятнику определили на Марсовом поле, которое тогда называлось Царицын луг. Скульптор Козловский очень старался сделать все по канону искусства того времени — и потому ни к какому портретному и жизненному сходству с генералиссимусом не стремился. Он исходил из прозвища Суворова «Бог войны». Поэтому гости города до сих пор сильно удивляются, выяснив, что явно античный и очень мускулистый воин с мечом, щитом и в греческом шлеме — это сухонький, пожилой Александр Васильевич Суворов-Рымникский.
Петербуржцы же, не оценив художественного символизма и совершенства композиции, прозвали монумент «памятником дикарю без штанов». Правда, Суворова они в нем все-таки признавали — подтверждением тому еще одна история из городского фольклора.
Когда в 1818 году Карл Росси работал над архитектурным ансамблем Марсова поля, он перенес памятник на его современное место, развернув спиной к полю, где тогда проходили парады и учения. Жители тут же вспомнили о том, как Суворов вечно вступал в споры с императорами, и сложили такое двустишие: «Не хвастай, государь, своим ты вахт-парадом: Суворов не глядит, отворотившись задом».
Памятник Александру III
Создатель: Паоло Трубецкой
Где находится: двор Мраморного дворца
Когда и в честь чего поставлен: в 1909 году членами царской семьи в честь Александра III как основателя «Великого Сибирского пути», то есть Транссиба
Что сказали петербуржцы
Ни один памятник в городе, кажется, не вызывал такого скандала — и это при том, что проект одобрила супруга Александра III Мария Федоровна. Ее полностью устроило портретное сходство с покойным к тому времени императором. Зато всем остальным монумент пришелся сильно не по душе: одни видели в нем оскорбление государя, другие прекрасную сатиру, а третьи — надругательство над архитектурным обликом Знаменской площади (ныне площадь Восстания).
Анекдотам и ехидным стихам не было конца, до наших дней дожило знаменитое: «На площади комод, На комоде бегемот, На бегемоте обормот, На обормоте шапка, На шапке крест, Кто скажет слово —Того под арест».
А вот воспоминания художника Бориса Кустодиева: «Видел вчера вечером памятник Александру III. Очень смешной и нелепый, лошадь совсем без хвоста, с раскрытым ртом, как будто страшно кричит, упирается и не хочет идти дальше, а он сам нелеп и неуклюж, особенно комичное впечатление сзади! Спина как женская грудь и лошадиный зад без хвоста. Кругом масса народа, очень меткие и иронические замечания делают».
Сам скульптор тоже не особенно осторожничал в высказываниях. Когда Паоло Трубецкого спрашивали, как он мог сотворить такое уродство, он пожимал плечами: «Я просто изобразил одно животное на другом». Уровень общественного шока был так велик, что по городу пошла легенда, будто памятник не должны были ставить в Петербурге, а намеревались водрузить его где-то меж Уральских гор. В этом случае и массивность, и грубость монумента считались более-менее оправданными.
Царь-плотник
Создатель: Леопольд Бернштам
Когда и в честь чего поставлен: в 1910 году на Адмиралтейской набережной в качестве подарка Санкт-Петербургу от Николая II
Что сказали петербуржцы
Леопольд Бернштам был любимым скульптором Николая II — и потому в подарок столице достались два монумента: «Петр I спасает тонущих рыбаков близ деревни Лахта в ноябре 1724 года» и «Петр I обучается в городе Саардаме в Голландии корабельному делу в 1697 году».
Сказать, что подарок не понравился — это ничего не сказать. Историк городской архитектуры Яков Курбатов, например, назвал монумент «комком некрасивой бронзы», который бог знает зачем поставили перед прекрасной, гармоничной аркой Адмиралтейства: она только подчеркивает уродство памятника. Лидер «Мира искусства» Александр Бенуа полагал, что скульптуры не так плохи сами по себе — но выглядят невероятно пошло и декоративно на фоне величественного архитектурного ансамбля набережной. О том, чтобы императорские дары перестали портить облик города, многие мечтали — но мечта сбылась, как водится, самым неприятным образом. Произошла революция. Памятники снесли за отсутствием художественной и исторической ценности. То, что сейчас стоит на Адмиралтейской набережной — копия со скульптуры Бернштама, опять-таки подаренная Петербургу, на этот раз правительством Нидерландов в 1996 году.