«Приходите с родителями!» Что показывают на выставке о манге на Севкабеле
Что за выставка «Искусство манга»
Аналогов этой экспозиции в России нет и не было — возможно, поэтому искусство манга столь демонизировано за пределами фанатских групп. Однако благодаря выставке на Севкабеле эту стигму наконец-то можно будет снять.
На площади в 2500 квадратных метров представлена вся история развития манги, в том числе никогда прежде не выставлявшиеся эскизы, наброски, рукописи, древние свитки и гравюры, первые тиражи важнейших произведений. В залах есть и скульптурные группы, посвященные персонажам знаменитых аниме, некоторые из них — настоящее произведение искусства.
Здесь можно узнать, как связаны между собой «Бог манги» Осаму Тэдзука и русский фольклор. Можно выяснить, каких трудов стоила одна цветная гравюра — и восхититься терпением японских художников. Можно убедиться воочию, как Дисней и манга заимствовали друг у друга идеи вплоть до раскадровки на примере легендарного мультика «Король лев». Те, кто первый раз узнал о манге через ее экранизации, надолго застрянут в залах, посвященных «Сейлор Мун» и «Наруто».
Кстати, гид по выставке представлен весьма оригинальным способом — в виде, собственно, манги о приключениях маленькой девочки и ее брата, которые попали в страну древних японских традиций и теперь должны пройти долгий путь, чтобы попасть в современность и к себе домой. Читать эти истории надо не так, как мы привыкли, а справа налево — в традициях восточного письма. Нарисовали путеводитель авторы издательства Bubble Comics — художник и директор подразделения манги Марина Привалова и сценарист Кирилл Кутузов. Да, в России есть собственная манга, она пользуется популярностью, и о ней тоже можно узнать на выставке.
Кто работал над выставкой «Искусство манга»
Идея родилась у организаторов три года назад, когда в Лондоне в 2019 году с огромным успехом прошла аналогичная экспозиция.
С тех пор шла подготовка к выставке в России. Ее куратором выступила Анна Пушакова, известная специалистка по искусству Японии, которая работала хранительницей коллекции живописи и графики Дальнего Востока в Государственном Музее Востока, а сейчас читает лекции об манге и аниме Высшей Школе Экономики.
«Мое увлечение, как и у многих, началось с «Сейлор Мун», — рассказывает Анна Пушакова. — В детстве я собирала наклеечки, обложки журналов, мы обменивались с другими поклонницами картинками по обычной почте, пересылая дискеты и ксерокопии — электронной почты в то время еще не существовало. Безумие, конечно. Находили друг друга через статьи в журналах в рубрике «поиск по интересам». Потом я повзрослела и отошла от своих детских увлечений — но вспомнила о них, когда обратила внимание на то, как много стали печатать мангу последнюю пару лет, причем большими тиражами».
Самыми интересными экспонатами выставки Анна Пушакова считает те, которые благодаря ей впервые стали известны и широкой, и научной общественности. Это газеты 1923 года, в которых есть переводы американских комиксов на японский язык. Так можно наглядно проследить этап соприкосновения двух видов массового графического искусства двух стран — о чем очень мало информации не только на русском, но и на других языках мира. Еще одно достижение — кинозал, где прослеживается связь между построением кадра в кино и в манге. И, конечно, особые эмоции куратора — к экспонатам по «Сейлор Мун»:
«Когда мы делали зал, посвященный ей, мне удалось взять кадр из частной коллекции в Гонгконге, чем я очень горжусь. Я испытала просто детский восторг, потому что я это аниме и мангу безумно любила».
Что делать на выставке «Искусство манга»
Во-первых, здесь можно пройти квест: на входе посетители получают краткий путеводитель, а в ходе обзора выполняют задания на станциях. Некоторые из них простенькие — например, перерисовать иероглиф «любовь» или заглянуть в город из «Атаки титанов», другие намного сложнее: станцевать вместе с аниматором японский традиционный танец шахтеров или повторить быстро хотя бы четыре движения силы Наруто. За каждый этап полагается печать в особом кружочке.
Во-вторых, с выставки можно принести множество фотографий. Фотозоны здесь совершенно роскошные, особенно в зале, посвященном «Сейлор Мун». Выставка первых экземпляров комиксов Осаму Тэдзуки тоже притягивает взгляд фотографа — как и скульптуры из «Атаки титанов» или «Стального алхимика». Переход в первый зал, построенный в виде портала из страниц манги, выглядит очень эффектно — правда, тут понадобится действительно хороший фотоаппарат.
В-третьих, на сайте выставки можно заказать экскурсионный билет. Он отличается от входного тем, что дает возможность пройти по экспозиции с экскурсоводом и глубже погрузиться в мир манги. Одна группа будет включать до 10 человек. Экскурсоводы работают раз в 2 часа по будням и раз в час по выходным.
С кем хорошо прийти на выставку «Искусство манга»
И вновь слово Анне Пушаковой: «Главная задача нашей выставки — образовательная, поэтому: поклонники манги — приходите на выставку с родителями! Покажите им, что это индустрия с многовековыми традициями, что манга очень разнообразна и предназначена для разных возрастов. В ней множество жанров. Нужно только уметь в этом разбираться.
У меня дочь десяти лет — разумеется, я не дам ей читать мангу в жанре хоррора или с большим количеством жестоких событий. Ведь есть манга для девочек ее возраста в жанре приключений, которая будет ей очень интересна и не принесет вреда. Манга, как и кино, бывает артхаусной и нацеленной на широкую публику, жуткой или романтичной, там есть четкая возрастная градация. Есть манга для взрослых мужчин и женщин, есть — для девочек и для мальчиков с градацией по возрастам. Это просто нужно знать, и тогда манга не будет казаться пугающей».