Интервью с Дэвидом Влаховым об Urban Health

Дэвид Влахов, автор концепции Urban Health: «Здоровье – это политический выбор»

Екатерина Соловей   8 ноября 2021
14 мин
Дэвид Влахов, автор концепции Urban Health: «Здоровье – это политический выбор»
В течение 2021 года редакции TimeOut по всему миру проводили среди своих читателей опрос TimeOut Index, целью которого был сбор предложений по развитию городской среды и мнений о качестве досуга, доступного жителям каждого конкретного города. Развивая эту тему, TimeOut Петербург при поддержке Санкт-Петербургского международного культурного форума подготовил спецпроект, в рамках которого пообщался с ведущими архитекторами и экспертами обеих столиц о современном подходе к проектированию городского пространства, создающего здоровые сценарии жизни в мегаполисе. Но начнем эту серию публикаций с интервью с Дэвидом Влаховым – президентом-основателем Международного сообщества по городскому здравоохранению (ISUH), который ввел в оборот само понятие Urban Health.

‒ Дэвид, сегодня Urban Health – ультрамодный подход к проектированию городского пространства и жизни. Вы стояли у его истоков, поэтому лучше всех ответите на вопрос: а какими сегодня могут быть эти здоровые сценарии в городах-миллионниках?

– На самом деле, этот «современный» подход к городскому здравоохранению существует уже более 100 лет. Все началось с мер, предпринимаемых медиками в ответ на вспышки инфекционных заболеваний в городах. Развитие экологического городского планирования для обеспечения водоснабжения и обустройства канализации привело к резкому снижению заболеваемости и смертности. С тех пор наиболее распространенными причинами заболеваемости и смертности являются хронические заболевания. В частности, болезни сердца. Основными факторами, ведущими к сердечно-сосудистым заболеваниям, являются неправильное питание, недостаточная физическая активность и курение. И хотя мы занимаемся просветительской работой и привлекаем внимание общественности к вопросам здорового питания и пользы занятий физическими упражнениями, на поведение людей влияет не только их индивидуальный выбор.

В наших силах спланировать и обеспечить поставку фруктов и овощей в продуктовые магазины в спальных районах, инфраструктуру для безопасного активного передвижения, например велосипедные дорожки и хорошо освещенные пешеходные дорожки. Я могу привести пример одного из крупных городов – Нью-Йорка, – где используется комбинация факторов, включая выделенные велосипедные дорожки и доступные привлекательные парки, для продвижения активного передвижения с целью улучшения здоровья.

Глобальная угроза для городов – это неблагоприятная погода и изменения климата. Мы можем сделать так, чтобы города производили меньше парниковых газов (таких как углекислый газ и озон), а также улучшить качество воздуха. Несмотря на то, что мы делаем успехи в снижении смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, в будущем ожидается рост заболеваемости респираторной патологией и смертности от респираторных заболеваний из-за ухудшения качества воздуха вследствие выделения парниковых газов. Чтобы уменьшить количество используемых транспортных средств, выбрасывающих парниковые газы, необходим экологичный общественный транспорт. Богота в Колумбии была одним из первых городов, разработавших «быстрые автобусы» в условиях ограниченных ресурсов. Легкий доступ, выделенные полосы движения и синхронизированные светофоры – все это обеспечивает более быстрое передвижение, чем на автомобилях. Лондон ввел плату за пользование перегруженными дорогами, чтобы уменьшить ненужные заторы в центре города. Еще одна стратегия – проектирование городов с большим количеством деревьев и парков для поглощения углекислого газа и оздоровления городов. На практике используется множество других стратегий физического проектирования.
Эти примеры включают проектирование физической и урбанизированной среды для разработки более здоровых вариантов, но города также являются социальной средой.

Мы говорим о проектировании физической и урбанизированной среды, а затем о создании благоприятной социальной среды. В основе создания здорового города лежит модель эффективного управления, объединяющая интересы местных органов власти, гражданского общества, коммерческого сектора и академического сообщества. Роль СМИ – сделать так, чтобы каждый человек почувствовал, что он был услышан, чтобы он понял, что заинтересован в результате и может жить с принятыми решениями. Мы можем создавать или преобразовывать города, развивать чувство доверия к правительству и другим членам сообщества. Одно дело, когда руководство и эксперты организуют деятельность по охране здоровья в городах по принципу сверху-вниз, но вопрос состоит в том, какой это процесс – ограниченный и пренебрежительный или инклюзивный, открытый, прозрачный и подотчетный? В конечном итоге для руководства здоровье – это политический выбор.

– Как современная медицина оценивает уровень внедрения принципов Urban Health в том или ином городе? По каким критериям ведется оценка городской среды?

‒ Традиционно современная медицина может использовать эпидемиологию для изучения показателей заболеваемости и смертности до и после внедрения конкретных или комбинированных принципов в конкретном городе, а также в тех случаях, когда планируется сбор данных, сравнение между городами, которые различаются применением конкретных принципов городского здравоохранения. Хотя это звучит просто, существует множество факторов, помимо реализации принципа городского здравоохранения, которые могут повлиять на результаты в обеспечении здравоохранения. Более тщательные схемы, такие как рандомизированные испытания сообщества, сложны в реализации. Теперь больше внимания уделяется процессу реализации этих принципов. Вопрос только в том, что обеспечивает хорошую реализацию? «Забота о здоровье во всех сферах политики» – это международное движение, в рамках которого любой государственный сектор, ответственный за планирование и реализацию политики (например, муниципальные управления по вопросам транспорта, жилищного строительства, образования и экономического развития), должен пересмотреть свою деятельность с точки зрения здравоохранения, применения наилучших практик для обеспечения здоровой среды. Это сотрудничество между секторами общественного здравоохранения и городского планирования очень полезно для разработки межсекторальных действий. После этого нам важна подотчетность, чтобы проанализировать, насколько хорошо реализуется наша политика, включая посредников и препятствия, а также адекватное финансирование и постоянное взаимодействие с заинтересованными сторонами. Признано, что участие заинтересованных сторон в планировании, обсуждении и принятии решений имеет большое значение для внесения устойчивых изменений. В городах по всему миру есть примеры методов управления, выходящих за рамки правительства, которые приводят к улучшению здоровья городского населения.

‒ Давайте пройдемся по отдельным категориям жителей городов, чтобы понять, что Urban Health предлагает для их долгой и счастливой жизни. Итак, дети – будущее нации. Как с этой категорией работает Urban Health? В какой городской среде и с помощью какой инфраструктуры можно вырастить здоровых активных детей?

– Вы спрашиваете, что способствует обеспечению здоровья детей в городах. Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) создал программу «Города, доброжелательные к детям» (CFC), которая была принята по всей Европе, в Северной и Южной Америке.

Первое, что приходит в голову, – это безопасные игровые площадки и зеленые насаждения, чтобы дети могли играть друг с другом и развлекаться, но, на самом деле, это что-то намного большее. ЮНИСЕФ провозгласил принципы, согласно которым дети имеют право на хорошее качество жизни, предусматривающее доступ к качественным социальным и медицинским услугам; качественное, инклюзивное, совместное обучение и развитие навыков; могут выражать свое мнение и влиять на решения, которые их затрагивают; могут участвовать в семейной, культурной, общественной и социальной жизни и имеют равные шансы в жизни независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, дохода, пола или способностей. Эти факторы не являются характерными только для городов, но суть в том, чтобы наладить межсекторальное и совместное взаимодействие между заинтересованными сторонами на уровне правительства, гражданского общества, бизнеса, академических кругов для формирования политики и программ, соответствующих целям этих принципов.

Пожилые люди – что можно сделать для организации их здорового досуга на свежем воздухе? В России зачастую это только лавочка у дома…

– ВОЗ уже несколько десятилетий руководит движением «Города с благоприятными условиями для пожилых людей». Я помню, как в Нью-Йорке, когда мэр спросил своих уполномоченных (по вопросам здравоохранения, безопасности, транспорта, жилищного строительства, экономического развития и т. д.) о том, как сделать город более здоровым для пожилых людей, все они сначала перевели стрелки на директора Управления по делам пожилых людей. Мэр сказал «нет» – каждый должен подумать о том, что его департамент может предпринять, чтобы сделать город более здоровым для пожилых людей. Были разработаны и реализованы разные идеи, политики и программы. Я помню, как в рамках одной из них решали проблему пожилых людей, которые жили по одну сторону восьмиполосной улицы, а все услуги, включая продуктовые магазины, находились на другой стороне.

Светофор переключался слишком быстро, и они не успевали безопасно перейти улицу, поэтому некоторые их них вообще не хотели переходить дорогу. Министерство транспорта изменило длительность переключения сигналов светофора, чтобы у людей было достаточно времени. Для тех, кто все равно не успевал перейти улицу, городские власти спроектировали разделительную полосу со скамейкой, где пожилые люди могли отдохнуть и дождаться следующей смены сигнала светофора. И теперь они могут пользоваться услугами, которые находятся поблизости, но ранее были труднодоступны. Процесс размышления о потребностях жителей предусматривает изучение сообщества, общение и демонстрацию всем правительственным секторам того, что их роль – создать Город с благоприятными условиями для людей любого возраста, будь то пожилые люди, молодежь или инвалиды.

‒ Маломобильные группы населения. Что для них предусматривает Urban Health? Как сделать так, чтобы людям с ограниченными способностями, было комфортно и удобно? 

– Города нуждаются в модернизации, а новые города нуждаются в надлежащем планировании для проживания лиц с ограниченными возможностями передвижения, чтобы они чувствовали себя полноценными и продуктивными гражданами. Уроки «Городов с благоприятными условиями для детей» и «Городов с благоприятными условиями для пожилых людей» пересекаются и предназначены для лиц с ограниченными возможностями передвижения (например, ответ на предыдущий вопрос, в котором я говорил об увеличении временного интервала для смены красного сигнала светофора). Для людей с ограниченными возможностями передвижения наиболее важным фактором является улучшение доступности жилья, уборных, ресторанов, парков и общественных мест. Кроме того, существуют стандарты для доступных тротуаров и уличных переходов, таких как съезды с тротуара, которые требуют постоянного внимания и ремонта в целях обеспечения безопасности. Эти доступные тротуары имеют больше преимуществ, поскольку ими могут пользоваться не только люди с ограниченными возможностями передвижения, но и родители с колясками.

Общественный транспорт должен включать автобусы, оборудованные пандусом, лифты на станциях метро и специальный общественный транспорт, оборудованный для лиц, использующих коляску.

– Офисные работники и удаленщики вроде меня ведут преимущественно «сидячий» образ жизни. Как городская среда может помочь нам вести здоровый образ жизни?

‒ Сидячий образ жизни мы определим не только как ограниченную физическую активность, но и как нездоровый рацион. Офисным работникам, которые большую часть дня сидят, а затем возвращаются домой, чтобы продолжить сидячий образ жизни, можно помочь вести здоровый образ жизни разными способами. Человек, офис или сообщество могут использовать разные методы, поэтому здесь нет единого правильного ответа. Приведем несколько примеров. В офисе можно провести физическую перепланировку. Например, можно предлагать более здоровую пищу в кафетерии или торговых автоматах с едой. Или спроектировать помещение так, чтобы рабочее место находилось как можно дальше от кафетерия; ту же концепцию можно использовать для конференц-зала. Также существуют разные варианты использования политики. Например, можно предоставить бесплатные места для велосипедов в офисном гараже. Также можно использовать так называемые поведенческие стимулы ‒ например замедление работы лифтов и знаки, поощряющие использовать лестницу, которые можно вывесить возле лифтов, например: «поднимитесь по лестнице; спуститесь по лестнице».

Наличие на работе тренажерного зала с душем с выделенным временем для использования – это заманчивая идея. Командные виды спорта, в которых отделы играют друг с другом, могут помочь с физической активностью и тимбилдингом.

Возле дома мы упоминали отремонтированные тротуары и выделенные велосипедные дорожки вдали от многополосных бульваров, особенно те дорожки, которые проходят рядом или через визуально привлекательные участки. Одно из движений, начатое в Латинской Америке, – это закрытие улиц по выходным, когда семьи могут выйти поиграть, с целью стимулировать физическую активность, обеспечить доступ к фургончикам со здоровой едой и социализацию – это привлекательная идея, поскольку не требует дополнительных муниципальных расходов. Превращение парковок в общественные места, особенно если там есть зелень, может предложить больше возможностей для физической активности; такие изменения также дают понять, что парковочных мест меньше, и людям следует использовать активные виды передвижения, куда бы они ни направлялись.

– Когда мы говорим об Urban Health, мы подразумеваем не только физическое, но еще и ментальное здоровье. Как городская среда может «поправить» ментальное здоровье?

‒ Городская среда по своей природе обладает такими характеристиками, как большой размер и плотность населения, что означает, что у нее есть больше ресурсов, которые включают лучший доступ к медицинским и социальным услугам, более узкую специализацию для оказания поддержки. Города могут похвастаться богатством и разнообразием культуры и искусств, которые создают ощущение благополучия. Благодаря большому размеру и плотности населения в городах есть больше возможностей для участия в общественных клубах и организациях, которые предполагают позитивное социальное взаимодействие и поддержку. Обратной стороной является глобальная эпидемия одиночества, которая сказывается на психическом, а затем и на физическом здоровье, особенно среди тех лиц, которые являются социально изолированными из-за пожилого возраста, инвалидности или принадлежности к меньшинству. Государственные и частные инвестиции в поддержку организаций для размещения и поддержки социальных связей являются важным приоритетом для содействия психическому благополучию.


– В каждом городе есть так называемые депрессивные районы. Как работать с этими пространствами, чтобы вернуть людям право на радость, чтобы окружающая среда не усугубляла и без того непростую жизнь, но давала им повод для приятных эмоций, безмятежного созерцания?

‒ Бедные люди живут в бедных районах, и это не приводит ни к чему хорошему. Результат – это потеря для всех. Ответ – инвестировать в сообщества через физическое развитие. Можно начать с уборки открытых пространств, превращения их в открытые парки или скверы. Эффект может быть более удовлетворительным, если в этот процесс будет включено местное сообщество. В одном городе Латинской Америки главную культурную достопримечательность разместили в фавеле (трущобах).

В результате жители очень гордились этим и прилагали все усилия, чтобы сделать район чистым и безопасным для посетителей и самих себя. Есть много других примеров, но ключевым является политическая приверженность и привлечение сообщества.

– Экополисы и тому подобные проекты, зародившиеся в лоне Urban Health, нам в России пока кажутся фантастикой. У нас слишком много других проблем и слишком много коррупции, чтобы «правильные» проекты побеждали в борьбе «добра» и «зла». И, тем не менее, мы должны думать о здоровой среде в городах и развивать ее. Как вы считаете, какими шагами (этапами) нужно двигаться властям российских городов-миллионников, чтобы Urban Health для нас стал реальностью?

‒ Я считаю, что первым шагом к построению здорового города является наличие мэра, который считает, что город должен заботиться о здоровье жителей и принимать на себя ответственность за их здоровье. Затем идет процесс привлечения команды к выполнению этой цели. Существует много вещей, которые можно делать параллельно и постепенно в рамках структур и функций города для создания благоприятной для здоровья окружающей среды. Как и модель Города с благоприятными условиями для пожилых людей, она объединяет государственные секторы с целью учитывать последствия для здоровья того, что они делают, а также налаживать связи с общественными объединениями жителей микрорайонов и предприятиями, чтобы они могли участвовать в решении проблем. Начните с чего-нибудь вроде Города с благоприятными условиями для пожилых людей. Это не спорный проект и может сдвинуть работу с мертвой точки.

– Какой город вы могли бы назвать идеальным для жителей? Что в нем должно быть, а чего – нет?

‒ Позвольте мне ответить на этот вопрос в рамках дискуссии «Город после COVID». Пандемия привела к принятию таких мер общественного здравоохранения, как социальное дистанцирование – до такой степени, что люди стали работать из дома и все чаще предпочитают немоторизованные транспортные средства общественному транспорту. Эти и другие меры противодействия пандемии могут сохраниться. Поскольку при работе из дома сотрудники работают эффективно и говорят об удовлетворенности ситуацией, работодатели могут перейти на гибридную модель организации рабочего процесса. В связи с этим они могут сократить арендуемые площади коммерческой недвижимости. В результате более низкая арендная плата в центре города может сделать премиальный сегмент коммерческой недвижимости доступным для предприятий, расположенных на периферии. Бывшие офисные площади могут быть трансформированы в более доступное жилье, что является основным определяющим фактором здоровья и равноправия, особенно для работников жизненно важных сфер экономики с невысоким окладом. Принципы нового урбанизма, касающиеся масштаба и интеграции жилой и коммерческой недвижимости, могут быть пересмотрены, начиная с зонирования. Переход на немоторизованные транспортные средства во время пандемии снизил загрязнение воздуха и способствовал укреплению физического здоровья. Участки, которые использовались для парковки, могут быть преобразованы в зеленые насаждения. Такие меры, как введение платы за пользование перегруженными дорогами и организация отдельных проезжих частей для немоторизованного транспорта, могут способствовать этим изменениям. Это лишь несколько аспектов концепции «Города после COVID», где условия физической, социальной и архитектурной среды способствуют поддержанию здоровья населения.

Благодарим Санкт-Петербургский международный культурный форум за всестороннюю помощь в подготовке спецпроекта о здоровой городской среде.