Для львов и рыбок, шутов и королей. 5 причин любви к симфоническим шоу | Город | Time Out

Для львов и рыбок, шутов и королей. 5 причин любви к симфоническим шоу

  31 октября 2023
6 мин
Для львов и рыбок, шутов и королей. 5 причин любви к симфоническим шоу
Симфонические шоу становятся все популярнее — это видно по частоте концертов и полным залам. Формат, относительно новый для России и еще недавно бывший делом почти камерным, теперь завоевывает стадионы. Time Out вместе с экспертом разбирается, откуда взялся жанр, в чем секрет и при чем тут нейрофизиология.

Рок-хиты в исполнении симфонического оркестра, как и выступление самих рок-исполнителей в сопровождении таких оркестров — дело уже привычное. Такие концерты в Петербурге проходят постоянно: в популярнейшей Анненкирхе это один из гвоздей программы, оранжерея Таврического сада регулярно приглашает гостей послушать отнюдь не классическую музыку в исполнении скрипок и флейт под сенью пальм. Но собрать под такой формат стадион еще недавно казалось чем-то невозможным. Однако если взять узнаваемую и любимую всеми музыку, дать ей необычные аранжировки и сопроводить визуальными и световыми эффектами — можно заполнить как минимум арену ЦСКА в Москве. Именно настолько оказалась востребована симфоническая панк-сказка «Король и Шут», и это самый заметный, но не единственный пример интереса к сравнительно новому формату симфонических шоу-концертов. Энрико Мазавришвили, директор по контенту и развитию бизнеса Яндекс Афиши, выделили несколько причин, по которым жанр набрал такую популярность.  

Афиша к симфоническому шоу «Король и Шут»

Эффект узнавания

Симфонии появились еще сто лет назад и все это время постепенно дрейфовали от элитарного искусства для аристократии в сторону более демократичного досуга. А появление рок-музыки и феномен The Beatles определили развитие всей музыкальной сцены на долгие годы. Особенно популярным симфоническое переосмысление рок-композиций стало благодаря одному нейрофизиологическому эффекту, который можно проиллюстрировать игрой «Угадай мелодию». Почти каждый может вспомнить приятное, почти эйфорическое ощущение от узнавания песни по паре нот. Или, когда он слышит знакомый мотив в необычном исполнении, он испытывает внезапное приятное чувство и почти детскую радость. Это объясняется эффектом узнавания — повторяющиеся фрагменты образуют мелодию, и она отпечатывается у нас в уме, становясь частью воображения.

Симфоническое шоу Rammstein, фото А2

Именно на повторении основано интерактивное свойство музыки. Чем более музыкальное произведение внутри себя циклично, тем сильнее оно провоцирует наше вслушивание. И когда мы слышим знакомые мотивы, наш мозг выхватывает повторяющийся фрагмент, и мы получаем колоссальное эстетическое удовольствие. Узнавание — намного более широкий эффект, который касается не только музыки. Именно поэтому в кино, книгах и играх так много отсылок, оммажей, камео и других приемов. Видя в новом для себя контексте фрагменты чего-то знакомого, мы непроизвольно испытываем восторг. Конечно, жанр симфонических шоу строится не только на этом, но определенно переосмысление известных мотивов — секрет его колоссального успеха. А он правда таков.

Эффект ностальгии

Тренд последних лет на ностальгию вернул в плейлисты Меладзе, Максим и многих других исполнителей, но вряд ли чье-то возвращение было таким же триумфальным, как у «Короля и Шута». Культовость группы на первый взгляд объяснить сложно: сказочные песни вряд ли можно считать резонансными, но почему-то они полюбились миллионам. Можно объяснить все успехом сериала об истории группы, но все ведь было наоборот: сериал получил такую популярность потому, что люди любили эти песни. Если копнуть чуть глубже, то секрет «Короля и Шута» в его иррациональности и сказочности. Сказочная вселенная группы дает возможность бесконечно экспериментировать с любыми форматами, открывая для фанатов новые грани творчества группы.

Фото: Яндекс.Афиша

Или возьмем шоу, в основе которых лежит творчество Ханса Циммера: абсолютное большинство людей, которые когда-либо ходили в кино, знают его музыку, и она часто связана у них с самыми лучшими воспоминаниями. Сколько нам было лет, когда мы впервые услышали песни из «Короля Льва» или заглавную тему «Начала»? Как мы изменились с тех пор, как много светлого и темного пережили? Вот это чувство ностальгии и приводит людей на стадионы.

Эффект дошедшей моды

Начиная с середины двадцатого века концертов, где рок-хиты исполняют оркестры, становилось все больше и больше. На популяризацию таких шоу повлиял Лондонский симфонический оркестр (ЛСО) — один из ведущих мировых оркестров. Это был первый оркестр такого рода в Великобритании. Оркестр по сей день продолжает активно гастролировать по всему миру. ЛСО широко известен своими многочисленными записями саундтреков для кино, в том числе сделанными под управлением таких композиторов, как Джон Уильямс, Алан Сильвестри и Джеймс Хорнер. Именно они начали тренд на симфонические шоу с композициями из культовых фильмов, таких как «Звездные войны», «Чужие», «Гарри Поттер», «Мстители» и других. С ЛСО сотрудничали известные поп— и рок-исполнители, например, Майкл Джексон, Pink Floyd, Deep Purple, The Beatles, Led Zeppelin, Oasis и другие.

На фото: Лондонский симфонический оркестр во время программы «Звездные войны»

В определенный момент музыканты совершенно разных жанров почувствовали безграничный потенциал симфонических шоу, но это случилось не сразу.  Благодаря большому количеству выпускаемого контента — саундтреки к фильмам, сериалам, играм, произведения «неоклассиков», а также стриминговым сервисам, появляется новая волна интереса у зрителя к симфонической музыке. В странах СНГ начинает развиваться данное направление. Например, в Казахстане есть сразу несколько симфонических оркестров, которые создают масштабные и качественные шоу. У нас в России они тоже есть, Imperial Orchestra, например, один из ведущих проектов в этом направлении.

Эффект личной связи

Вернемся к «Королю и шуту» как к ближайшему и самому наглядному примеру прямо сейчас. Их творчество повлияло на многих артистов оркестра, который сейчас готовится играть симфоническую панк-сказку в Петербурге, Москве, Казани и Екатеринбурге.  Они говорят: «Для нас это новое испытание, мы хотим сделать полноценную симфоническую партитуру, чтобы максимально раскрыть музыкальный фэнтези мир и при этом не утратить стилистику панк-рока. Мы хотим всем показать, какая это отличная музыка». Конечно, элемент погружения в материал позволяет более эмоционально передать музыкальную картину произведения. В любом шоу есть много составляющих, которые оказывают влияние и на зрителей, и на артистов. Это свет, видеоряд, костюмы, сама сцена, но главное — музыка. В песнях Михаила Горшенева и Андрея Князева очень много глубины, драмы, лирики, юмора — весь спектр эмоций, и конечно, когда все это воспринимается на личном уровне и теми, кто играет, и теми, кто слушает, это создает совершенно особый настрой, синергию.

Король и Шут

Эффект единства противоположностей

Тут важную роль играют даже не одно, а три слагаемых, которые приводят к популярности жанра. Во-первых, такие представления объединяют сразу несколько видов искусства — симфоническую музыку, вокал, хореографию и световые эффекты. Это позволяет не только развивать музыкальный вкус в целом, но и повышать интерес к симфонической музыке у молодого поколения. Во-вторых, чаще всего на симфонические шоу можно прийти всей семьей, соблюдая определенные возрастные ограничения для совсем маленьких детей — то есть это нравится всем поколениям, радость от события объединяет, если утрировать, и бабушек, и внуков. В-третьих, именно этот жанр предполагает разнообразный репертуар от классических произведений до современных аранжировок и рок-хитов, объединяя людей с совершенно разными вкусами.