9 лучших спектаклей мая в Петербурге: старушка с топором и сказка Филатова
«Шиле»
«Я рисую тела, потому что они светятся. Искусство превращается в грязь, если зрители — свиньи».
Спектакль построен в форме абсурдистского судебного процесса, обвиняемый — художник Эгона Шиле, ученик Густава Климта, один из ярких представителей австрийского экспрессионизма. Судят его за картины с обнаженной натурой. В «Шиле» задаются вопросы, особенно актуальные сегодня, в эпоху отмены культуры — уместно ли судить художника за его творчество, жизненную позицию?
«Саша, не бойся!»
Важный спектакль о памяти в постановке независимого актера и режиссера Сергея Азеева по мотивам повести советского писателя и художника Евгения Ельчина «Сталинский нос». Репрессии глазами наивного ребенка (напоминает трогательное кино «Кролик Джоджо» Тайки Вайтити), парализующий страх и пропаганда и — выбор, который мы совершаем каждый день.
«Сторож снов»
Премьера у главных питерских хулиганов — Упсала-Цирка, которые более 20 лет помогают с адаптацией подросткам из неблагополучных семей с помощью жонглирования, акробатики, танца. Обещают постановку о переходе от дня к ночи, когда хочется нырнуть под теплое одеяло, но жизнь с ее открытиями еще щекочет за пятки.
«Про Федота-стрельца»
«Скоморошина без антракта» — жанр премьерного спектакля в Театре им. Ленсовета, вторая режиссерская работа Федора Пшеничного (первая — ставшая легендарной всего за год «Академия смеха») по популярной сказке-сатире. В звездном составе создателей — хореограф Александр Челидзе, актеры Илья Дель, Анна Алексахина.
«Комиссия»
Самый иммерсивный спектакль в Петербурге, абсолютная актерская импровизация и исследование природы творчества — это все о «Комиссии» режиссерки Тани Вайнштейн.
В постановке исследуется опыт поступления в театральный вуз. При покупке билетов зрители выбирают, хотят ли попробовать себя в роли абитуриентов, попутно вспоминая все свои жизненные комиссии — от собеседования на работу до знакомства с родителями жениха.
«Общага на крови»
Постановка Семена Серзина — по одноименному роману Алексея Иванова, который он написал во время учебы в Уральском университете. Эстетика 90-х, философские диалоги, бесконечные вечеринки и танцы, алкоголь, самоубийства и первая любовь — красивый и страшный калейдоскоп о том, как далеко можно зайти, не предавая себя и друзей.
«Трюк»
Главная волшебница Петербурга Яна Тумина создала грустную притчу по роману Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама» о 10-летнем умирающем мальчике. Каждый день он приравнивает к прожитому десятилетию и успевает написать 14 писем к Богу. На сцене всего два актера, исполняющие множество ролей, и сказочные оживающие куклы Киры Камалидиновой. «Трюк» — о надежде и вере в чудо, о том, что «нужно каждый день смотреть на мир, будто видишь его в первый раз».
«Преступление и наказание»
Премьера в БДТ — по произведению Достоевского, знакомому в России каждому школьнику. Режиссер Мотои Миура пересобирает роман как головоломку, создавая собственное музыкально-поэтическое полотно. Получается микс японского и русского театра, спектакль-конвульсия, спектакль-бунт против несправедливости мира, горячечный сон, привидевшийся Родиону на каторге в Сибири.
«Заводной апельсин»
Не все отваживаются досмотреть фильм Стэнли Кубрика или дочитать скандальный роман Энтони Берджесса о банде малолетних преступников. А вот в спектакле-блокбастере Димы Крестьянкина нет политики, градус жестокости и «ультранасилия» снижен, акценты смещены на исследование природы насилия в мире подростков, невнимание и нелюбовь взрослых.