Евгения Кретова, писатель-фантаст: «Я хочу рассказать о том, что называется ʺглубинкойʺ»
– Евгения, в издательстве «КомпасГид» недавно вышла ваша новая книга из серии «Вершители». Думаю, всем читателям интересно больше узнать о вас самой. Расскажите о себе.
– Как в биографии рассказывать: родился/женился/учился? (Смеется.) Или надо что-то поинтереснее? Меня зовут Евгения, у меня двое детей, сейчас живу в Краснодаре, а до этого – в Москве, Якутии и еще на Дальнем Востоке, в Благовещенске. Много колесила по стране, во многих уголках побывала, пробовала разную национальную кухню. 9000 км из Благовещенска до Краснодара на автомобиле ехали с семьей и волнистым попугайчиком. Класс? Класс! До сих пор фотографии смотрим и всей семьей вспоминаем. По образованию я – юрист, окончила юрфак как раз в те годы, когда это еще не было трендом. Почти 20 лет отработала по специальности в различных отраслях права. Это закалило и научило ценить то, что имеешь, работать в стрессовой ситуации. Сейчас я работаю писателем – это моя основная работа.
– Как вы начали писать? Помните первое произведение, которое вы написали?
– Первое было лет в 16, наверно. По следам «Аэлиты» Алексея Толстого я придумала очень печальную историю о девушке, которая родилась на Марсе и бросилась в пропасть от несчастной любви к путешественнику с Земли. И даже проиллюстрировала ее. Иллюстрации, кстати, получились интереснее истории. Потом еще было об освоении дальних планет что-то. Первое серьезное – это рассказ «Дом с панорамными окнами» о девочке Лере, которая видит и слышит умерших. Позднее он озаглавил сборник мистических рассказов, ставший лауреатом премии «Электронная буква» и изданный в «ЭКСМО».
– Вы специально учились писательскому мастерству на курсах или изучали его методом проб и ошибок?
– И то, и другое. Я сперва пыталась сама. Потом, когда одна из моих историй вошла в лонг-лист «Новой детской книги» в 2015 году, но не вышла в финал, почитав работы более удачливых авторов, я поняла, что, если я хочу этим заниматься всерьез, то надо учиться. Я хотела заниматься всерьез. И тогда отправилась на курсы. Кстати, той рукописью была первая текстовая версия книги «Вершители. Посох Велеса». Тогда она называлась «Тайна Великой Тартарии» и по сути была гибридом исторического научпопа и фэнтези: много описаний обычаев, костюмов, природы… От той версии сейчас остались первые главы (до появления Шкоды, Афросия и Ключника), сцена появления Кати в доме Могини и частично финальная битва.
– Как вы попали в издательство «КомпасГид»? Что вы почувствовали, когда узнали, что «Вершителей» издадут?
– Я увидела объявление в Сети, что «КомпасГид» ищет русских фэнтези-авторов и отправила «Вершителей». Все. Забыла на какое-то время. Потом увидела в сторис у главреда проекта «Волшебные миры “КомпасГида”» Александра Лазарева, что он читает «Вершителей» с комментарием «интересный закос языка под старину». Потом уже узнала о решении издать текст. Мы сразу очень плотно начали работать, так как изначально планировали выпустить книгу еще весной, поэтому радость оказалась рабочая: мы искали художника, придумывали образы, концепции продвижения, редактировали. И это такой кайф – работать в команде!
– Что для вас самое интересное в писательстве, а что – самое трудное?
– Самое интересное – придумывать мир и героев, их приключения. Самое трудное – сделать так, чтобы за этими приключениями остались герои, их характеры, устремления и ошибки, чтобы читатель, наблюдая за ними, вынес что-то для себя, какой-то опыт.
– Мы знаем, что вы пишете не только фэнтези, но и детективы. Почему именно эти жанры?
– Потому что я – юрист и могу «написать преступление». Я знаю матчасть и могу о ней рассказывать часами. Детектив – это обманчиво простой жанр. Его относят к «легким», с «легкой» руки авторов прежних лет (Артура Конан Дойля и Агаты Кристи), которые стыдились, что пишут детективы, а не серьезную историческую прозу, которая тогда была в большом почете. Читателю кажется, что не ничего сложного в том, чтобы кого-то грохнуть и потом расследовать это. Но нет. Настоящий детектив – это схватка с читателем, это головоломка, в которой автор расставляет подсказки словно рассаживает черных котов в темной комнате и ведет потом через нее читателя к финалу так, чтобы тот об этих котов не споткнулся. Это умение просчитать поведение героев на несколько шагов вперед, еще продумать альтернативные ходы. И детектив позволяет использовать разные литературные приемы, он богат на образы и патологии героев. В общем, это очень интересно – читать детективы. Писать их еще интереснее!
– Вы – активный автор самиздата и видите большие плюсы в таких платформах для авторов. Можете рассказать о вашем опыте самиздата?
– Я начала размещать свои книги на самиздат-платформах в 2017 году. Работала с несколькими площадками, с конца 2017 года работаю только с «ЛитРес: самиздат». Бытует мнение, что в самиздат идут те, кого не берут в «настоящие» писатели, подразумевая, что настоящие – это те, которых издают в бумаге. На самом деле, самиздат – это один из способов публикации. Поэтому более правильным будет не «самиздат-автор», а «независимый автор». Он, правда, ни от кого не зависит. Автор сам выбирает платформу, пишет аннотацию, делает обложку или ищет художника, общается с читателями, сам выбирает программу продвижения и формирует авторский бренд. Это очень здорово и вдохновляет. Сегодня все больше топовых авторов начинают размещать книги в электронном формате самостоятельно. С другой стороны, почти все мои книги, размещенные в Сети, либо изданы, либо готовятся к изданию в бумаге.
– Как вам пришла идея «Вершителей»? Почему вы заинтересовались именно славянской тематикой?
– Когда я начинала работу над книгой, у нас практически не было славянского и этнического фэнтези, это была непопулярная тема – всего несколько авторов писали в этом жанре. Поэтому для меня это был эксперимент, вызов. Когда я рассказывала дочери, ученице 3-го класса, исторические события времен принятия христианства и «Русской правды», она, послушав, сказала: напиши об этом книгу, фэнтези, чтобы она была интересна подросткам. И я попробовала написать.
– В книге вы использовали реально существующие в России места. Вас вдохновляет история?
– Меня вдохновляют тайны. Вы много знаете об Аркаиме? О Костенках? О Диринг-Юряхе или Денисовской пещере? Это все объекты, о которых знают специалисты, но которые не упоминаются в учебниках. Я решила, что лучший способ популяризовать их для подростков – написать фэнтези с этими локациями и об этих тайнах, вкрапить в сюжет исторические данные, подоплеку. В надежде на то, что читатель пойдет проверять, искать что-то по своему региону, проверять, а что есть интересного в краеведческом музее или какие раскопки проводятся в его городе. Если это случится, то я буду рада. Еще меня вдохновляет природа нашей огромной страны, традиции ее народов, ведь это уникальная ситуация – на одной территории веками уживаются люди разных религий, культур, говорящие на разных языках и диалектах! Поэтому «Вершители» – это не только славянское фэнтези (первая часть – да, остальные в меньшей степени), скорее это этническое фэнтези, в котором я хочу рассказать о том, что называется «глубинкой».
– Долго ли писалась история? Были ли какие-то сложности с ее написанием?
– История переписывалась три раза – это самая большая ее сложность. Часть материала, который был удален из «Вершителей», отправился в другие проекты. Например, в цикл «Альтераты».
– У «Вершителей» атмосферные обложки! Можете рассказать, как они создавалась?
– Помог случай. Мы искали художника, который рисует мрачно, работает с этническими мотивами. Искали портфолио на порталах. И я увидела страничку Данияра. Я поняла, что мы «споемся» и стала просить издательство с ним связаться. Дальше было формулирование техзадания, синопсис, который я уточняла для художника (но Данияр и сам текст читал), и первые макеты. Увидела черновик обложки и поняла, что в самое сердце, очень точно переданная атмосфера – вообще мороз по коже!
– Что вы думаете о книжных блогерах?
– Блогеры – полноценные участники литературного процесса. Не все блогеры это понимают и относятся к этому званию ответственно. Но между тем, благодаря своей начитанности, они могут подсказать читателю правильные референсы, на что похожа книга (а она всегда на что-то похожа). И тогда читатель не испытывает разочарований. То есть для меня основная ценность блогерского обзора – не мнение понравилось или нет, а выстраивание места, которое может занять моя книга на полке читателя. Увидев отзыв, всегда испытываю волнение. Знаете, это как когда соседка врывается к тебе со словами «А твой-то что учудил!» – невольно вздрагиваешь. Как все авторы расстраиваюсь, если книга не зашла. Но еще больше расстраиваюсь из-за выхолощенных, сделанных для «галочки» отзывов – это не всегда заметит читатель блога, но всегда почувствует автор. И когда книгу пробежали взглядом по диагонали – автор тоже видит даже по книгам других авторов. В этом плане каждый автор – ведьма!
– Есть ли жанр, в котором вы бы хотели попробовать свои силы?
– Стимпанк. Есть идея, я ее обдумываю.
– Поделитесь вашими творческими планами. Что вы пишете сейчас?
– Тут все просто – финальную часть «Вершителей». А еще – новую книгу в серию романтических детективов. А сразу после этого меня ждет триллер про маньяка.
– Ваши любимые фильмы?
– Я люблю фантастику. «Гостья из будущего», «Москва-Кассиопея», еще советские фильмы «В бой идут одни старики» и «Офицеры». Нравится экранизация Гарри Поттера. Очень люблю мультики – про Панду, Моану, наверное, просмотрела их 1000 раз с детьми.
– Любимые музыкальные исполнители?
– Тут я ожидаемо должна ответить про народные песни, классику советских лет, фолк рок. Но нет. Я слушаю альтернативный и индастриал рок. Любимые группы: Garbage, Metallica, Rammstein, Evanescence. Indila, Domina Noctice, из недавних открытий – Cellar Darling. Из наших – «Инкогнито», «Ария», «Цифей».
– Можете посоветовать свои любимые книги, которые стоит прочитать?
– Книги Лады Кутузовой, Екатерины Каретниковой, Елены Булгановой, «Хроники Драгомира» Татьяны Лакизюк. Очень классные ужастики Татьяны Мастрюковой. Очень здорово пишет Людмила Потапчук. Это все молодежные и подростковые авторы. Из зарубежки – «Гномон» Ника Харкуэй, Джон Коннолли, Роберт Гэлбрейт и Джоди Пиколт.
– Есть ли у вас люди, которые вас вдохновляют или чьим творчеством, судьбой, жизнью вы восхищаетесь?
– Айзек Азимов и Стивен Хоккинг. Это люди, которые опередили время. Поражаюсь их работоспособности и целеустремленности.