Интервью с Ильей Бортнюком
Музыка и клубы

Илья Бортнюк: «Фестиваль ‒ это такой праздник, когда всем хорошо, все радуются музыке и улыбаются»

Екатерина Соловей   12 июня 2021
5 мин
Илья Бортнюк: «Фестиваль ‒ это такой праздник, когда всем хорошо, все радуются музыке и улыбаются»
Автор и хранитель традиций культового петербургского музыкального фестиваля Stereoleto рассказал нам о том, что роднит I и XX фестивальные сезоны, о сложностях работы в период пандемии и вполне понятной усталости от затянувшегося форс-мажора, и в то же время о вдохновении, которое по-прежнему черпает в музыке.

‒ В этом году фестивалю Stereoleto исполняется 20 лет. Возраст юный ‒ еще все впереди, и в то же время немалый для музыкального проекта. Когда вы задумывали фестиваль, по-честному, на сколько сезонов рассчитывали?

‒ Я не думал об этом тогда, но вряд ли представлял, что 20 лет буду его делать. Сейчас представляю!

‒ Первый клуб в вашей «карьере» был легендарный «Тамтам», а сейчас у вас клуб «Морзе» и фестиваль, который по-прежнему остается главным музыкальным фестивалем Петербурга. Как менялась клубная и фестивальная жизнь Северной столицы на примере этих проектов, начиная с «Тамтама» и до настоящего времени?

‒ Ну, тогда все только начиналось, не было индустрии вообще, было чистое поле: не было правил, не было примеров, мы были первыми. А сейчас уже существует устоявшаяся индустрия со своими правилами, инфраструктурой, профессиональной Ассоциацией…

‒ Как поменялась и менялась ли в принципе изначальная концепция фестиваля?

‒ Фестиваль стал гораздо масштабнее, но смысл не изменился: главное, что для меня было важно и тогда и сейчас, ‒ хорошая актуальная музыка, комфорт зрителей, интересная локация, приятная публика. Но музыка всегда была на первом месте.

‒ Кого из артистов вы по-прежнему рады видеть на фестивале, а кого – нет по тем или иным причинам?  

‒ Я не приглашаю артистов, которые мне не нравятся. Если на фестивале случаются какие-то проблемы, то, как правило, по вине менеджмента, а не по вине артистов.

‒ Помнится, на одном из фестивалей у вас выступал Михаил Боярский, и это было удивительно, зажигательно и, как ни странно, органично. Будут ли подобного рода спецвыступления или спецгости на этом фестивале?

‒ В этом году не будет, но будет в следующем!

‒ Какие поправки в работу фестиваля внесла пандемия? Как отразилась на составе участников?

‒ Ну, во-первых, достаточно нервная и неопределенная  ситуация с согласованиями. И мы практически сами создавали Регламент безопасности для фестиваля на основании других регламентов, которые нам прислал Комитет по культуре, но в итоге все хорошо. Также некоторые спонсоры отказались поддерживать фестиваль из-за «неблагоприятной эпидемиологической ситуации». Но главная «поправка» заключается в том, что не удалось привезти всех иностранных артистов, которых планировали, ‒ их выступления перенеслись на будущий год. Но у нас все же выступят LÍmperatrice и Jesse Markin, и это символ новой старой жизни. В будущем году мы, конечно, привезем больше иностранных артистов.

‒ Stereoleto, помимо прочего, симпатичен еще и тем, что сюда, действительно, можно прийти семьей, с детьми, и всем будет интересно, и не будет маргинальных типов, которых не стоит видеть юному поколению. Почему для вас это важно, и как вы развиваете это направление?

‒ Тут, наверное, действует закономерность из поговорки «Каков поп, такой и приход». Мне сложно представить, что на группу LÍmperatrice или на Ивана Дорна придут маргиналы.

‒ Что в этом году приготовили для посетителей с детьми?

‒ Мастер-классы, батут на набережной, бесплатные йогурты и смузи, яркие фотозоны.

‒ У вас двое дочерей, что они думают о фестивале и о том, чем занимается папа?

‒ Трое, на самом деле. Старшей Софье уже почти 20 лет, она третий год работает на фестивале ‒ отвечает за маркеты, а средняя и младшая с удовольствием его посещают. Им нравится, чем я занимаюсь.

Младшая (ей 5 лет) недавно спросила: «Папа, а что такое фестиваль?» Я ответил, что это такой праздник, когда всем хорошо, все радуются музыке и улыбаются. Так ведь примерно и есть (улыбается).

‒ Предлагают ли свои варианты артистов?

‒ Предлагают! Например, от средней дочки Анны я узнал про Алену Швец. Она у меня ‒ активный слушатель музыки и даже сама играет на гитаре и уже сочиняет песни. Может, скоро выступит на сцене ЗВУКВОКРУГ (улыбается).

‒ Музыкальный фестиваль – это история, которой можно заниматься и в 50, и 60 и даже в 70 лет. И все же, есть ли эффект выгорания от того, чем вы занимаетесь на протяжении многих лет? Нет желания что-то глобально поменять, заняться проектом из другой области?

‒ Если честно, меня посещали такие мысли в последний год, но я понимаю, что до сих пор мне всё это нравится, и я получаю от этого драйв и удовольствие, даже когда приходится сталкиваться с трудностями. «Я устал, но мне не надоело».

‒ Что вдохновляет?

‒ Музыка. Желание приносить людям радость.

‒ Каким себя видите через 5‒10 лет?

‒ Я бы хотел минимально участвовать в оперативном управлении, больше заниматься развитием, программированием, мне нравится ездить на шоу-кейс-фестивали и там открывать новых классных артистов и потом привозить их на фестиваль.

 

Фестиваль Stereoleto состоится 13 и 14 июня в Севкабель Порту. Подробное расписание выступлений – на официальном сайте Stereoleto.