Из грузчика в руководители: перспективы карьеры в ретейле
‒ Владимир, где и на кого вы учились, кто вы по специальности?
‒ Я закончил Санкт-Петербургский финансово-экономический колледж, факультет «Налоги и налогообложение», а после него поступил в Государственный Университет сервиса и экономики на факультет «Экономика и управление в сфере сервиса».
‒ В студенчестве вы подрабатывали в «Пятёрочке», да там и остались. Почему? Ведь в юности обычно амбициозные планы…
‒ Я начал подрабатывать грузчиком с конца первого курса университета. В те годы устроиться в «Пятёрочку» было не так-то просто ‒ я ждал места полгода! Мне нужны были ночные смены, так как днём я учился, а они были очень востребованы ‒ пришлось ждать. Работали в основном такие же студенты, как и я, и у нас была настоящая команда! Мне искренне нравилась моя работа.
‒ А высыпались когда? В институте на парах?
‒ (Смеётся) Бывало и так. График 2 через 2 довольно сложный, важно было продержаться между двумя ночами: в этот день очень хотелось спать, но надо было учиться.
Был еще один момент, который повлиял на мое отношение к компании, в которой я работаю вот уже 13 лет. В начале моего трудового пути я попал в довольно серьезную автомобильную аварию, коллеги тогда меня очень поддержали, ведь мне требовалось лечение, и компания выделила средства на дорогостоящее переливание крови, оплачивала мой длительный больничный. Я потом еще 2 месяца физически не мог работать, мне нужно было восстановиться, и меня отпустили с обещанием вернуться… И я вернулся! Нашел в себе силы снова работать грузчиком, продолжая при этом учиться. Я никогда не забуду, как в сложный период компания и коллеги меня поддержали.
Затем меня повысили до товароведа, после ‒ до заместителя директора магазина, директора магазинов, супервайзера, который контролировал закрепленные за ним магазины, и, наконец, до моей настоящей должности ‒ начальника отдела продаж.
‒ Когда вы работали супервайзером, что входило в ваши обязанности?
‒ Супервайзер отвечает за операционную деятельность нескольких магазинов сети. За каждым супервайзером закреплено, как правило, примерно 10 магазинов. Он помогает командам оперативно решать возникающие проблемы и выполняет роль наставника: обучает, мотивирует.
‒ А что входит в обязанности сейчас как начальника отдела продаж?
‒ Я отвечаю за определенную территорию (несколько районов города), на которой расположено 76 магазинов «Пятёрочка», и я полностью несу ответственность за все, что там происходит.
Также я веду отчетность, анализирую данные, участвую в рабочих группах – как с подчинёнными, так и с вышестоящим руководством. Сейчас под моим руководством ‒ команда из 8 супервайзеров, 76 директоров, 60 заместителей директоров, 120 администраторов, 700 продавцов-кассиров.
‒ Какая следующая ступень может быть в вашей карьере, и планируете ли вы на нее переходить?
‒ Следующая ступень – это директор кластера, но я не тороплюсь, для меня важно поступательное развитие. Когда я заступаю на новую должность, мне важно максимально погрузиться в обязанности, нюансы, разобраться, закрепиться и только потом, когда я ее полностью освоил, могу приступать к постижению навыков и компетенций вышестоящей должности. Если все будет вести меня к следующему этапу, я, конечно, пойду дальше. Хотя нельзя сказать, что переходы даются мне очень легко – есть вполне естественное для человека внутреннее сопротивление. Поэтому я заранее морально готовлюсь к новым этапам, с которыми в мою жизнь приходит новая ответственность, новые люди, новые знакомства, новые задачи и новые трудности. Здесь очень важна уверенность в себе и умение подготовить себя к принятию всего нового.
‒ И вы ни разу не изменяли этой работе с другой?!
‒ Нет, я все время работаю в одной компании.
‒ Что вам так нравится в вашей работе?
‒ Условия для развития и роста, забота о сотрудниках, о которой я уже говорил выше. Еще, если тебе, например, не хватает каких-либо навыков, ‒ пожалуйста! У нас есть учебный центр, тренеры, всевозможные тренинги и обучающие вебинары. Тебя оценивают как специалиста и определяют твои зоны роста, помогая развиваться и двигаться дальше.
‒ Как вы справляетесь с постепенно возрастающей ответственностью? Ведь небольшая должность – небольшая ответственность, большая должность – большая ответственность…
‒ Ответственность есть на любой должности, но её масштаб, конечно, меняется по мере роста. Если ты растёшь постепенно, то и ответственность растет постепенно, поэтому ее масштабов особо не замечаешь.
‒ Вы в силу должности работаете 24/7? Что входит в ваши ежедневные обязанности?
‒ Поскольку я недавно на этой должности, то отдаю ей максимум времени и сил – сейчас важно погрузиться и быть собранным. Когда переходишь на новую ступень, ты должен отдавать себе отчёт, что работать строго в установленные часы не получится ‒ нужно быть на связи с коллегами всегда, быть готовым помочь решить какой-то вопрос в любое время. Работа в продажах очень динамичная.
‒ Каким реализованным проектом особенно гордитесь?
‒ Поводы есть. Например, когда я был еще супервайзером, вел проект «Безопасность на объектах для супервайзеров-стажеров». Это было в период пандемии. В рамках этого проекта я не только передавал свой опыт стажерам из нескольких групп, но и отрабатывал свои навыки публичных выступлений, умения подавать информацию, подбирал материалы, готовил программу курса. Для меня это тоже развитие.
‒ Раз уж заговорили про пандемию: вам приходилось сокращать подчиненных в этот непростой период? Были ли решения, которые морально дались тяжело?
‒ У нас не только не было сокращений, но, наоборот, ‒ мы набирали людей, ведь сотрудникам пожилого возраста нужно было обеспечить условия для самоизоляции. Компания полностью оплачивала им больничные, а на их места по срочным договорам набирала людей.
‒ Какой у вас стиль руководства?
‒ Стиль меняется в зависимости от должности. Я считаю себя лояльным руководителем, но могу быть и очень требовательным. Если ситуация заходит за грань, я могу быть достаточно жёстким.
‒ Какие задачи для вас как для руководителя сейчас особенно важны?
‒ Создать команду, которая будет осознавать общие цели и совместно нести ответственность, будет единым целым. И здесь одной финансовой мотивации недостаточно ‒ очень важна атмосфера в коллективе. Гармоничным коллективом проще управлять и выполнять поставленные перед нами задачи.
‒ Остается ли время на что-то помимо работы? Расскажите о ваших увлечениях, хобби.
‒ Времени действительно очень мало, поэтому про хобби пока пришлось забыть. Всё своё свободное время я отдаю семье и детям, а их у меня трое. Мы очень любим активный отдых, летом играем в настольный теннис, ездим на картах, зимой катаемся на ватрушках. Обожаем квесты. Если выдаются свободные выходные, любим запрыгнуть в машину и отправиться в путешествие. Не имеет значения куда, это могут быть близлежащие города в Ленинградской области или Москва – для нас важно движение.
‒ Ваши дети догадываются, что их папа – большой начальник?
‒ Я научился переключаться: на моей семье не отражаются мои рабочие проблемы, даже если мне позвонили по срочному делу во время ужина, например. Я выйду, решу проблему, вернусь к столу, и мы продолжим обсуждать с семьей, что у каждого из нас произошло за день. У меня очень динамичная работа, можно каждый месяц заводить новый ежедневник – столько задач, но, если все время думать только о работе – будет снижаться эффективность, нужно уметь переключаться.
‒ Каким вы себя видите через 5‒10 лет?
‒ Пока ничего кардинально менять не собираюсь, если говорить о моей жизни. Если говорить о работе в компании, то это закрепление текущих достижений и, по возможности, развитие новых навыков для следующих шагов.