Премьера спектакля «Лжец» в Театре юного зрителя им. А.А. Брянцева
В постановочной команде спектакля задействованы театральные специалисты из Италии и России: художник по костюмам Элеттра Дель Мистро, композитор Паоло Йус, художник Надежда Осипова, художник по свету Максим Греллер, ассистент режиссера и переводчик Дарья Садовская. И, конечно, сам Ферруччо Меризи – известный итальянский режиссер, директор экспериментальной актерской школы, писатель, театральный педагог, руководитель международного театрального фестиваля «Странствующий Арлекин».
В 1750 году Карло Гольдони написал на спор 16 пьес, среди которых, были такие шедевры, как «Лжец», «Кофейня», «Бабьи сплетни». Драматург сохранял в своих комедиях популярные маски народной итальянской комедии дель арте. Но его герои, унаследованные от комедии масок, приобретали узнаваемые общечеловеческие черты, это живые люди, вовлеченные в водоворот событий. Гольдони брал сюжеты, «в которых разрабатываются характеры, ибо они являются источником хорошей комедии».
«Лжец» – одна из лучших пьес автора, образец комедии характеров и положений, с невероятной интригой, лихо закрученным сюжетом, яркими персонажами. В ней Гольдони делает главным импровизатором выдумщика и фантазера Лелио – синтез Дон Жуана с бароном Мюнхгаузеном. Этот молодой повеса, сын венецианского купца Панталоне, который возвращается в Венецию после учебы в Неаполе, где вел жизнь, полную приключений. Он сразу же становится свидетелем любовного объяснения, ввязывается в интригу, а далее – вихрь любовных неразберих, комических положений, смены масок, обманов и превращений.
Режиссер Ферруччо Меризи решает сделать новый финал, которого нет у автора. Задуманный им финал – это гимн Венеции, городу, который всегда в единоборстве с морем, городу карнавальному и театральному по своей сути и в то же время городу обычных людей, мечтающих о счастье.
Меризи так рассказывает о своей новой постановке: «В пьесе ʺЛжецʺ присутствуют практически все знаменитые маски комедии дель арте – Панталоне, Баланцони, Арлекин, Бригелла, Дзанни, Коломбина, и так называемые влюбленные – Флориндо, Оттавио, Лелио, Розаура, Беатриче. Некоторые из персонажей спектакля носят настоящие маски комедии дель арте, некоторые – выраженный гротесковый грим, но все без исключения ведут себя именно как МАСКИ. У масок есть необычная способность ʺвидетьʺ больше, чем видим мы с вами. Они обладают невероятной способностью рассмешить.
В определенный момент жизни Гольдони хотел убрать маску из театра, но ему это так никогда и не удалось. И именно благодаря этому сочетанию – желание убрать маску, но в то же время крайняя в ней необходимость – рождается театр Гольдони – очень живой, человеческий и человечный.
В спектакле делается акцент не столько на внешней форме персонажей комедии дель арте, сколько на ее художественных особенностях, ее искренности. Спектакль создается с замечательными актерами-сообщниками, которые умеют использовать маску для того, чтобы увидеть душу».
Кстати, маски для спектакля тоже изготовили итальянские мастера – Лючия Дзагет и Джулия Колусси.
В спектакле заняты: Дмитрий Ткаченко, Алиса Золоткова, Виталий Кононов, Владимир Чернышов, Радик Галиуллин, Артемий Веселов, Кузьма Стомаченко, Анна Мигицко, Никита Остриков, Оксана Глушкова, Кирилл Таскин, Илья Божедомов, Ирина Волкова.