6 спектаклей БДТ, которые надо обязательно посмотреть
«Когда я снова стану маленьким», реж. Евгений Ибрагимов
Один из самых титулованных спектаклей в афише: «Золотая маска», премия «Арлекин» за работу режиссера, мужскую роль, художественное оформление, драматургию — неудивительно, что на Малую сцену, где идет это чудо, билеты разлетаются меньше чем за несколько часов. Актер Тарас Бабич играет перед зрителями историю, вдохновленную жизнью и творчеством выдающегося польского педагога Януша Корчака. Играет он ее, доставая кукол из потертого чемодана, где помещается и город Варшава, и каток, и школа, и маленькие герои истории, и их родители, которым предстоит пережить так много. Этот спектакль полон огромной нежности и тихой грусти, и ощущение после него такое, будто просидел полтора часа в объятиях кого-то очень большого, доброго и понимающего.
«Губернатор», реж. Андрей Могучий
Хит 2018 года по рассказу Леонида Андреева о градоначальнике, который отдает приказ расстрелять толпу бастующих рабочих. В основе того рассказа лежала реальная история уфимского губернатора Богдановича, имевшего репутацию доброго, справедливого человека. В 1903 году он вынужден был усмирять общественные волнения, в результате чего погибли сотни людей, и с тех пор мучился совестью и ожиданием, что его вот-вот убьют.
Поразительно яркая и выразительная сценография здесь соседствует с довольно академичной игрой актеров — и этот контраст, что называется, «не баг, а фича»: благодаря ему сильнее видится столкновение в человеке должности и личности, мертвого и живого. Это спектакль о сострадании, о возможности покаяния, которое, ничего не исправляя, все-таки спасает душу.
«Джульетта», реж. Тийт Оясоо и Эне-Лийс Семпер
Творческий тандем знаменитых эстонских режиссеров поставил в БДТ спектакль о том, как в театре ставят Шекспира. Юная девушка, роль которой играет Муся Тотибадзе, готовится к роли Джульетты, и постепенно то, что она привыкла считать реальной жизнью, вытесняется не менее реальной жизнью роли. Нет, это не история про целительную силу сцены. Это история о любви, которая стала главным двигателем потребления. О ней поется в каждой второй песне — но никто так до конца не понимает, что это такое.
В одной из самых сильных сцен спектакля звучит многоминутный «гимн любви». Он сплетен из противоречащих друг другу строк десятков популярных хитов — и это становится голосом коллективного бессознательного, которое способно опознать страдание на сцене, но не в реальной жизни.
«Лето одного года», реж. Андрей Прикотенко
В основе спектакля лежит пьеса американского драматурга Эрнеста Томпсона «На Золотом озере», по которой в 1981 году был снят одноименный оскароносный фильм с участием Генри Фонды и Кэтрин Хепберн.
В БДТ пожилых супругов играют Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих. Увидеть тандем великих на сцене — редкая удача, которой надо пользоваться. К тому же эта добрая и смешная история о поиске общего языка людьми разных поколений способна не только подарить наслаждение актерской игрой, но и здорово поднять настроение. И кстати: у спектакля весьма нетривиальное музыкальное оформление. В ходе действия там звучат народные индейские песни в исполнении и интерпретации артистов театра.
«Фунт мяса», реж. Настасья Хрущева, Александр Артемов, Сергей Илларионов
БДТ собирался ставить шекспировского «Венецианского купца» несколько лет — но в итоге родился не классический спектакль, а роскошный карнавал, который играют на Второй сцене в Каменноостровском театре. У «Фунта мяса», собственно, нет даже режиссера, вместо него — группа молодых людей, готовых к эксперименту и сочетающих в себе море разных талантов. В результате получилось театральное действо невероятной энергии, а формат игры позволяет зрителям задаваться совсем не игрушечными вопросами — например, о том, сколько стоит человечность и почему мы так редко думаем о ней, крутясь в колесе бесконечных новостей, мнений, событий и впечатлений.
«Материнское сердце», реж. Андрей Могучий
Рассказ Василия Шукшина «Материнское сердце» всегда казался Могучему будто недописанным — и в своей постановке он дополнил историю Авдотьи Громовой, едущей в Москву спасать сына от тюрьмы, сочинениями Николая и Елены Рерих, а также Козьмы Пруткова. Вечная неустроенность России, широта ее просторов и русской души, всеобъемлющая любовь и такая же всеобъемлющая тоска — все нашло свое воплощение в этом поистине эпическом спектакле, где заняты несколько поколений актеров БДТ. Но главная, монументальная даже фигура среди всех — Нина Усатова, героиня которой едет и едет через сцену и страну на стареньком «Урале» в поисках справедливости.