Смешно, грустно и точно о повседневности современных старшеклассников
Мария Ботева – детский и взрослый писатель, журналист. Пишет повести для подростков, сказки, пьесы, стихи, документальные тексты.
Ее произведения узнаваемы благодаря самобытности языка и голосу рассказчика. Если хочется разговора по душам с подростком, то не придумать ничего лучше, чем «Новое черное пальто» Марии Ботевой.
Так искренне, смешно, грустно и точно о повседневности современных старшеклассников мало кто пишет. Ее книги «Мороженое в вафельных стаканчиках» и «Маяк – смотри!» включены Мюнхенской международной детской библиотекой в список выдающихся детских книг мира «Белые вороны» и выдержали несколько переизданий в «КомпасГиде». Также по книгам Марии Ботевой ставятся спектакли и проводятся театральные читки.
В сборник «Новое черное пальто» вошли новые повести и рассказы о жизни старшеклассников, о походах с раскопками и находками, о соревнованиях в чужом купальнике, о рыбках, отмокающих в марганцовке, об отъездах и расставании с друзьями… Пять повестей и рассказов. Пять историй из жизни. Пять пронзительных повествований, и как всегда у Ботевой, важно не столько то, что происходит вокруг, сколько то, каково тебе от этого внутри.
«…И я рассказала, как Митька однажды чуть не утонул. Весной сидел на льду, рыбачил. А лед уже тонкий, апрель. И Митроха провалился. Начал под воду уходить. Хорошо, что был не один, отец его вытащил и так погнал домой греться, что у того в ушах загудело от скорости. Я сама не видела, но представляю, как младший Митрохин мчит в своей мерзлой одежде, мокрый, но уже не от речной воды, а оттого, что взмок, так гнал. А за ним гонится отец, размахивает над головой жестяным рыбацким ящиком. Все кончилось хорошо. Ящиком он никого не задел, а Митяй болел две недели. За него родители еще и страховку получили. Они его каждый год страхуют от несчастного случая и каждый год получают страховку, потому что с ним такие случаи происходят часто. Он просто мистер Тридцать-Три-Несчастья. На уроке у него со стола скатываются ручки, сползают тетради на пол. Потом по ним случайно проходит учительница во время урока. Шнурки на его кроссах развязываются, и на них кто-то ступает. Если брызгаются водой, мимо обязательно проходит Митроха, а потом появляется на уроке мокрый с головы до ног. Словом, трудно найти другого такого же неудачливого человека. Он один – наш Митяй».
3 вопроса автору:
– Мария, свободный день, а книги под рукой нет. Что делать?
– Мне очень просто ответить на этот вопрос. Тут несколько вариантов. Можно все-таки поискать книгу, может быть, найдется какая-то. Можно попробовать самой написать, но это будет приключение надолго. Книга может начаться в один день, но закончится она через много-много дней. А еще можно рисовать, можно ходить по улице и слушать, о чем разговаривают люди, – это очень бывает увлекательно.
– Самое прекрасное/необычное/опасное/смешное место для чтения?
– Я читала книги в транспорте, в лесу в палатке, сидя на шкафу, в поликлинике и больнице, дома и на работе. Не сказала бы, что это какие-то необычные места.
– Какая книга была главной в детстве? Почему?
– Не могу вспомнить, какая. Может быть, азбука? Потому что благодаря ей я научилась читать? А может быть, книги Виктора Голявкина? Потому что благодаря им я стала писать свои книжки? Трудно сказать.