Токсичный позитив: как поддержать человека, у которого горе, и чего точно не стоит говорить
В своей книге «Токсичный позитив» она дает советы о том, как корректно оказывать поддержку окружающим, подбирая слова, которые действительно помогут, и объясняет, какие фразы не стоит говорить людям, которые чувствуют себя плохо.
Как оказывать поддержку
Поддерживать людей, которые нам искренне дороги, на самом деле, очень просто. К сожалению, мы часто беспокоимся о том, что сделаем это неправильно, путаемся в собственном непростом опыте и эмоциях и сожалеем, что нас не учили этому в детстве.
Так что же делает человека психологически грамотным помощником? Вот ключевые составляющие:
– хорошие навыки слушателя;
– способность спрашивать о потребностях другого и распознавать их;
– здоровые личные границы.
Часто ли вам случалось делиться чем-нибудь, а собеседник перебивал вас на полуслове и нетерпеливо спрашивал: «Слушай, а ты не пробовала…»? Нам так не терпится решить чужую проблему, что жаль тратить время и уточнять, что человеку на самом деле нужно. Если вы хотите стать психологически эффективным помощником, то необходимо освоить навыки слушателя. Они подразумевают, что вы будете выяснять следующие моменты:
– Что человеку не удается, от чего он страдает?
– Какие ресурсы имеются в его распоряжении?
– Что он уже пробовал?
– О чем он просит в данный момент? (Подсказка: это необязательно готовое решение, нередко человек просто хочет высказаться и получить сочувствие.)
Чем лучше вы слушаете и понимаете потребности собеседника, тем больше шансов, что вам удастся оказать ему помощь в том виде, в котором она будет наиболее полезна.
Проявляйте эмпатию
Проявить эмпатию – значит создать пространство для чувства, понять его и позволить ему просто быть. В контексте все имеет значение. Когда мы узнаем, почему человек стал таким, какой он есть, мы способны проявлять эмпатию и понимание. Кроме того, мы также видим ситуацию с другой точки зрения и развиваем альтернативное видение проблемы, более сочувственное и менее категоричное. Вы проявляете эмпатию, когда задаете вопросы, пытаетесь понять и подтверждаете услышанное. Можете попробовать следующее:
– Слушать внимательно, убедившись, что вас ничего не отвлекает.
– Поделиться ситуацией из своей жизни, в которой вы чувствовали себя так же, и показать, что реакция человека нормальна.
– Воздержаться от советов и просто позволить человеку побыть со своими чувствами.
– Поблагодарить его за откровенность.
– Продолжать активно вовлекать его в диалог.
Поддерживая себя или кого-то другого, постарайтесь концентрироваться не на том, как сказать правильные слова. Лучше спросите себя:
– Как я могу лучше разобраться в ситуации?
– Есть ли что-то, чего я не понимаю о чувствах собеседника и о том, через что он проходит?
– Как я могу помочь ему ощутить, что его понимают и поддерживают?
– Какие слова и действия могут продемонстрировать эмпатию в этой ситуации?
Не используйте эти фразы
Иногда мы пытаемся поддержать человека, но автоматически используем фразы, которые погружают его в еще большую апатию и тоску. Если вы хотите помочь собеседнику, постарайтесь не говорить эти слова.
«Жизнь никогда не пошлет тебе больше, чем ты сможешь вынести»
Жизнь преподносит нам разные испытания, и не всегда мы способны с ними справиться. Произнося такие слова, мы как будто говорим человеку: «Это испытание будет для тебя уроком, который ты заслужил. Ты должен принять этот вызов и справиться с ним». Совсем не похоже на слова поддержки.
«У тебя все будет в порядке»
Когда вы говорите такие слова человеку, которому плохо, то это звучит совсем неубедительно и ни капли не утешает. В действительности мы не знаем, что ждет собеседника, и сами не верим своим словам. Подобная фраза создает лишь стену непонимания и неуверенности.
«Не плачь!»
Нам бывает неловко, когда кто-то рядом плачет, поэтому мы не находим ничего лучшего, чем обронить такую фразу. Плакать полезно и нормально. Когда мы просим человека перестать плакать, мы как будто просим его подавить чувства и показываем ему, что они не уместны.
«Просто улыбнись!»
Вспомните, как вы себя чувствуете, когда вам плохо, а кто-то рядом просит улыбнуться. Вам становится только больнее, правда? Не стоит просить человека улыбнуться, если ему тяжело. Это сродни насилию.
«У тебя столько хорошего в жизни, будь благодарна!»
Человек в угнетенном состоянии поглощен чувствами, ему сложно анализировать и благодарить, но это не значит, что он не ценим то, что имеет. Когда мы просим собеседника быть благодарным, мы как будто просим его прекратить грустить.
«Время лечит»
Это не совсем так. Во-первых, всем требуется разное время, чтобы пережить трудности, во-вторых, некоторые раны могут остаться с нами навсегда. Так что эта фраза не соответствует действительности.
«Просто радуйся жизни! Будь на позитиве!»
Если бы подобные фразы работали, то мы бы все перестали грустить. Но они бесполезны: мы не можем вырваться из печали как по мановению волшебной палочки.
«Ну, зато это не…»
Любая фраза с «зато» обесценивает наши переживания. Не стоит сравнивать одну проблему с другой, одно страдание с другим.
«Все зависит от твоего восприятия»
Да, восприятие имеет значение, но это не все, из чего складывается клубок сложностей. Не все и не всегда зависит только от нашего взгляда.
«Могло быть хуже»
Такой фразой вы обесцениваете боль человека: она не самая сильная на свете, а значит, и переживать не стоит.
«Выбрось из жизни весь негатив»
Жизни без негативных эмоций просто не бывает, поэтому эта фраза звучит бессмысленно.
«Никогда не сдавайся»
Есть ситуации, в которых сделать шаг назад – необходимое и очень смелое решение. Поражение не равноценно слабости или некомпетентности. Нередко это знак того, что человеку хватило сил увидеть бесперспективность борьбы и отступить.
По материалам книги «Токсичный позитив».