В музей Бродского в Петербурге вернули семейный абажур
Как рассказали в музее, работа была долгой и сложной. На каждой из граней абажура есть аппликация, сделанная лично матерью поэта Марией Моисеевной. Ее часто видели за аккуратной починкой каждой картинки — они отклеивались и приходилось подновлять. После смерти родителей Бродского абажур попал к соседям по коммунальной квартире и много лет хранился у них на даче.
Восстанавливали абажур специалисты из Института реставрации. Это уже второй раз, когда абажур проходит «капитальный ремонт». Теперь абажур снова вернулся в «Полторы комнаты» и провисит там до зимы. Бродский упоминает этот абажур в своем знаменитом одноименном эссе:
«Они все принимали как данность: систему, собственное бессилие, нищету, своего непутевого сына. Просто пытались во всем добиваться лучшего: чтоб всегда на столе была еда — и чем бы еда эта ни оказывалась, поделить ее на ломтики; свести концы с концами и, невзирая на то, что мы вечно перебивались от получки до получки, отложить рубль-другой на детское кино, походы в музей, книги, лакомства. Те посуда, утварь, одежда, белье, что мы имели, всегда блестели чистотой, были отутюжены, заплатаны, накрахмалены. Скатерть — всегда безупречна и хрустела, на абажуре над ней — ни пылинки, паркет был подметен и сиял».