В Петербурге появилась карта мест, дружественных к детям с аутизмом
Как рассказали представители проекта, сейчас на карте отмечены более 30 точек — это музеи, театры, библиотеки, кафе, творческие и спортивные секции, в которых будут рады юным гостям с расстройствами аутического спектра. Карта будет бессрочно доступна онлайн и места, желающие присоединиться к проекту смогут это сделать, оформив заявку на сайте проекта. Здесь детей и подростков примут наравне со всеми, где с вниманием отнесутся к нему, а также сообщат о специальных программах и возможностях, пусть даже малых.
Критерии, по которым место может считаться дружественным к детям и подросткам с РАС, разрабатывались совместно с врачами. Они учитывают особенности сенсорного восприятия пространства (негромкие звуки, не слишком яркое освещение, чувствительность к резким запахам и другое), а также поведенческие особенности (возможность обработать руки санитайзером, опция не пользоваться гардеробом, наличие успокаивающих предметов, которые можно сжимать в руке (фиджеты) и многое другое.
Также эксперты клиники разработали инструкцию для сотрудников мест, которые готовы принимать посетителей с РАС – с ее помощью можно узнать подробности о расстройстве аутистического спектра, особенностях поведения детей и подростков с аутизмом, а также получить рекомендации, как лучшим образом выстроить коммуникацию с особенными посетителями. Инструкция размещается на сайте проекта, чтобы любой желающий мог ознакомиться с материалом и повысить осведомленность.
Людям с РАС сложно коммуницировать с другими, для них почти всегда сложно или невозможно оценить эмоции и настроение собеседника. Сенсорные системы аутистов (зрение, слух, обоняние и др.) иначе обрабатывают полученную информацию. При этом они имеют огромный диапазон состояний: от глубоко тяжелых, когда человек не может жить без сопровождения, до состояний вполне обычных, когда его аутистические черты можно принять за особенности характера. Аутизм неизлечим, но с помощью реабилитаций и специальных занятий можно приблизить человека к образу жизни нормотипичных людей. Поэтому социализация детей и подростков с РАС и адекватное отношение к ним окружающих крайне важны.