Государственный Эрмитаж
О месте
Эрмитаж возник как частная коллекция произведений искусства, которую императрица Екатерина II начала собирать в начале своего правления. Изначально собрание размещалось в главной императорской резиденции в специальном дворцовом флигеле — Эрмитаже (сейчас — Малый Эрмитаж) — которое со временем стало общим названием музея. Само слово «эрмитаж» переводится с французского языка как «место уединения». До середины XIX века в Эрмитаж допускались лишь избранные посетители (так А. С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. А. Жуковского, который служил наставником у сына императора), а в 1852 году, в царствование Николая I, музей открыли для публики.
Сейчас главный музейный комплекс Эрмитажа включает шести связанных между собой зданий: Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. В них открыты для посещения 365 залов. Также в распоряжении музея находятся Главный штаб, Музей Императорского фарфорового завода, реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и Меншиковский дворец.
В Эрмитаже находится большая коллекция, которая показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия, в том числе собрание первобытного искусства и археологических культур с территории бывшего СССР, особенно богатейшая в мире коллекция т. н. скифского золота, уникальные находки из курганов Пазырыка, памятники других культур Великой Степи.
Картинная галерея «старых мастеров» отражает академические вкусы собирателей — российских императоров. В годы формирования собрания особенно ценились флорентийцы Высокого Возрождения, болонская школа, «малые голландцы», круг Рубенса и Тьеполо, французские классицизм и рококо. Итальянские и старонидерландские «примитивы», испанская и английская школы живописи при этом оказывались на периферии. С этим связана известная неполнота коллекции — отсутствие в ней произведений таких великих, центральных для развития живописи мастеров, как Дуччо, Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Беллини[31], Ван Эйк, Мемлинг, Босх, Грюневальд, Дюрер, Гольбейн, Брейгель, Вермеер.
Среди жемчужин собрания старой европейской живописи: татищевский диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Святой Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом» Гейнсборо. Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Пуссена, Тициана, Веронезе, Клода Лоррена и других.