Давай сделаем это по-быстрому
Дата 31 января 1990 года вписана в историю компании «Макдоналдс» золотыми буквами — в этот день был установлен недостижимый рекорд посещаемости на открытии фастфуда. В Москве на Пушкинской площади открылся первый в России «Макдоналдс» — люди занимали очередь на рассвете, и к моменту открытия перед дверьми стояла толпа из 5000 человек. За день обезумевшие кассиры успели обслужить более 30 000 посетителей. Первую половину 90-х «Макдоналдс» ассоциировался у москвичей главным образом с полукилометровыми очередями. В 1993-м открылся «Ростик’с», появились Pizza Hut и KFC, однако обе западные франшизы потом куда-то незаметно сгинули и вернулись в Москву только недавно.
Следующий всплеск развития быстрого питания в Москве пришелся на кризисный год — первый ресторан «Сбарро» открылся в декабре 1997 года, авто-кафе «Крошка-Картошка» — в августе 1998-го, потом появилась сеть блинных «Теремок». Компании, которые смогли пережить кризис, и сформировали пятерку лидеров рынка. Крупные сети постепенно адаптировали свое меню под русские вкусы — в «Макдоналдсе» появились пирожки с капустой, в «Ростик’се» — чебуреки и пельмени.
С идеей развить русский фастфуд долго носилось правительство Москвы, породив такого сетевого инвалида, как «Русское бистро», на примере которого в бизнес-школах изучают ошибки менеджмента. Однако есть и удачные примеры заведений быстрого питания, пропагандирующих русскую кухню. Семейная компания «Теремок» за семь лет открыла в Москве 13 ресторанов и уличную сеть из 15 точек, а в Петербурге 8 ресторанов (притом 2 из них — на Невском проспекте) и 25 точек. На кухне «Теремка» вы не увидите морозильников, блины и салаты готовят на глазах у клиента и даже супы варят из свежих продуктов. Особенно здесь гордятся домашним квасом — его можно хранить не больше недели, так как в нем нет консервантов.
В 2000-е в столице появилось несколько компаний, которые сделали акцент на здоровом быстром питании. Четыре года назад в Камергерском переулке открылся «Прайм», изменивший привычки многих жителей центра. Свежие сэндвичи в треугольных упаковках пришлись по душе офисным работникам и модникам. Концепцию главный управляющий Дмитрий Сомовидис позаимствовалу британской сети Pret-a-Manger, но немного ее улучшил — интерьеры его магазинов готовой еды печатали в журналах, а морковные кексы прочно вошли в рацион глянцевых стилистов. Год назад открылась еще одна сеть — «Пять звезд», более наглая калька Pret-a-Manger, которая добавила к сэндвичам в меню свежевыжатые соки, домашние йогурты и низкокалорийные салаты. Правда, за год уже закрылись три заведения этой сети в спальных районах — местные жители предпочитают делать бутерброды дома.
Особый толчок индустрии фастфудов дало появление огромных моллов — в «Мегах» и «Атриуме» есть целые этажи кафе и ресторанчиков (фудкорты), где наряду с раскрученными брендами то и дело возникают новички. В 2005 году открылись новые сети «Веселые Вареники» с пельменями (в «Атриуме»), «Дони-Доник» с пончиками и бубликами (на Арбате и в «Меге» в Теплом Стане) и Wokie Dokie (в «Меге» в Химках ) с китайской едой, приготовленной из свежих продуктов на воке.
Наряду с фастфудом в городе развиваются столовые нового типа, или фри-фло (free flow). Самые старые — «Му-му» и «Дрова» — уже давно завоевали круг лояльных клиентов, которые не боятся изжоги и избытка холестерина. Более новые, к примеру, «Грабли», «Сено» и «Сандэй», еще не превратились в полноценные сети и радуют качеством еды. Было бы замечательно, если бы в Москве развивались технологичные концепции фастфудов, как, к примеру, у лондонской сети «лапшичных» нового типа Wagamama, где официантки вооружены мини-компьютерами, а принятый заказ моментально поступает на кухню и не менее стремительно сервируется. По замечанию Андрея Наркевича, директора по маркетингу сети «Теремок», московская публика гораздо более восприимчива к инновациям, чем в Петербурге и на Западе. Поняв эту слабость москвичей, «Макдоналдс» затеял «рестайлинг» своих заведений и полностью переделал свой знаменитый ресторан на Пушкинской. Теперь в нем можно слушать музыку за столиками в наушниках (плееры вмонтированы в стойки посреди стола), рассматривать черно-белые портреты Бьорк во всю стену или даже пить капучино из фарфоровой (!) посуды в «МакКафе». Новый дизайн привлек в заведение приятную молодежь. Скорее всего, через пару-тройку лет все крупные фастфуд-сети обновят дизайн.
Развитием сетей быстрого питания всерьез озаботилось даже городское правительство и приняло в марте 2005 года постановление «О концепции развития и размещения предприятий быстрого питания». Согласно этим планам, в спальных районах появятся новые фастфуды, резко увеличив количество посадочных мест на душу населения (в 2006 году — в три раза: с 8 до 25 мест на 1000 человек). Это московское чудо должно произойти вопреки низкому спросу в спальных районах, но благодаря железной логике плановой экономики. Однако опрошенные нами директора по маркетингу сетей фастфудов сходились в одном: рынок в Москве близок к насыщению и открывать новые точки в спальных районах можно лишь от безысходности. Так что если вы живете в Измайлове, то не надейтесь на появление симпатичного фудкорта у метро. Езжайте лучше на экскурсию в первый «Макдоналдс» — там много модных девушек и точно нет очередей.
Самые крупные сети фастфудов в Москве
«МАКДОНАЛДС»
98 ресторанов в Москве и области
«РОСТИК’С»
69 ресторанов в Москве и области
SBARRO
51 ресторан в Москве
«КРОШКА-КАРТОШКА»
25 ресторанов в Москве и 71 уличный киоск
«ТЕРЕМОК»
13 ресторанов в Москве и 15 уличных киосков
Осторожно, здоровое питание
Работая над обзором лучших фастфудов города, корреспондент Time Out Москва Илья Ефимов обошел 10 мест. В среднем его организм получал 1112 килокалорий за обед, в то время как обычному человеку достаточно 700, чтобы утолить лютый голод. Зато корреспондент убедился на собственном желудке, что фастфуд — это не только гамбургеры, куриные ножки и изжога.
1. Чебуреки на «Баррикадной»
Сказать друзьям, что ты покупаешь чебуреки у метро, равносильно признанию, что в детстве ты подглядывал за сестрой в душе. Поэтому ценители «больших жареных пельменей» предпочитают выражать свою любовь анонимно. Например, в интернете есть сайт, на котором вот уже три года ведется ожесточенная дискуссия за и против. Знатоки предмета советуют палатку на углу у «Баррикадной». Ярые противники уверяют, что, отправляясь туда, при себе надо иметь ношпу. Чебуречная работает круглосуточно. Однако, учитывая, насколько неспокойно сейчас на московских улицах, после 22.00 здесь придется заплатить не только за свой чебурек, но, как говорила Моника из сериала «Друзья», еще и за кофе того парня, который приставил вам нож к горлу. Зато в светлое время суток здесь всегда очередь. Это главная примета, по которой можно отличить диво-общепит от десятка близнецов-конкурентов, занявших территорию перед входом в метро. Еще одна особенность — огромный выбор начинок: с мясом, грибами, сыром и т. п. Классический чебурек отличается от клонов по всей Москве не только приятным золотистым цветом, но и большой порцией говяжьего фарша внутри. По легенде все с того же сайта, за ним приезжают даже из Крылатского.
Наш выбор
Чебурек с мясом — 30 р., 400 ккал
Киоск «Чебуреки»
на выходе из м. «Баррикадная». Доставки нет
2. Теремок
Наверное, в Москве не найдется человека, который ни разу не видел красных теремков, источающих аромат жареного теста. В них к быстрому блину с начинкой прилагается аттракцион: на ваших глазах повар ловко перекидывает полуметровый румяный круг с одной стороны на другую. Смотришь и ждешь, что на этот раз блин упадет. Но этого не случается. Видимо, поэтому количество «Теремков» постоянно растет, как растут и позиции в меню. Меню условно поделено на сытные и сладкие блины. К ним можно заказать кашу, салат и десерт. Самый популярный сытный — с ветчиной исыром. После того как финский плавленый сыр «Валио» в нем заменили более дешевым отечественным, на интернет-форум «Теремка» посыпались жалобы. Генеральному директору сети пришлось лично уверять посетителей, что это изменение сказалось исключительно на цене, а не на качестве. Следующие в топ-листе — «Илья Муромец» с бужениной под хреном, «E-mail» с грибами и сыром и — для эстетов — блины с икрой. Нобольшинство посетителей не доверяют чужим представлениям о еде. С помощью официанток можно скомпоновать собственный блин с начинкой. В принципе, блины легко едятся и без кваса, но, если вы его не возьмете, прогадаете — он вкусный, потому что самодельный.
Наш выбор
Блин с ветчиной и сыром — 65 р., 668 ккал
Квас в бутылке 0,5 л — 25 р., 165 ккал
Итого: 90 р. за 833 ккал
Теремок
956 2730, Покровка, 4, м. Китай-город, и еще 29 адресов на www.teremok.ru
Доставка: 589 2348 — по районам Марьино, Братеево; 955 1699 — по районам Щукино, Сокол, Хорошевский и Хорошево-Мневники. С 12.00 до 22.00
3. Мистер Вонг
В меню китайского фастфуда, расположенного на третьем этаже ТЦ «Атриум», есть полный набор блюд из хорошего ресторана: салат из кальмаров, свинина с овощами в кисло-сладком соусе и даже суп из акульих плавников. Съедобность — на уровне «Ист Буфета» , а цены ниже. Но есть некоторые вещи, к которым привыкаешь один раз и навсегда. Так, китайская еда ассоциируется только с официантами азиатской внешности, большим экраном с караоке и обильными порциями любимых блюд. Представить себе отсутствие хотя бы одной составляющей так же непросто, как выговорить «кисло-острый суп» на маньчжурском наречии. Но курносые официанты «Мистера Вонга», пластиковая посуда и отсутствие той самой атмосферы портят настроение тем, кто любит китайскую кухню по-настоящему. А вот толпа зрителей, вышедших из «Формулы кино» подкрепиться после переживаний за судьбу Гарри Поттера, останется довольна.
Наш выбор
Свинина с овощами и ананасами в кисло-сладком соусе — 90 р., 742 ккал
Салат из кальмаров с овощами — 50 р., 178 ккал
Кисло-сладкий соус — 10 р., 63 ккал
Итого: 150 р. за 983 ккал
Мистер Вонг
970 1450, Земляной Вал, 33, ТЦ «Атриум», 3 этаж. Доставки нет
4. Дони-Доник
Как уверяет Ричард Смит, автор книги «Секс вместо диеты. Легкий способ снижения веса до, во время и после»: «50 минут взаимных ласк в позе 69 равняется одному пончику с джемом». Понятно, что хотел сказать писатель, но в «Дони-Донике» на это вам ответят: «Чистая правда! Наши пончики — такое же наслаждение». В двухэтажном кафе у «Арбатской» милые девушки за прилавком очень рекомендуют доник «Баварский крем». У него нет дырки посередине, потому он скорей похож не на пончик, а на раздутый эклер (кстати, местные эклеры тоже хвалят). Оголодавшим гостям предлагают «Бейгл с говядиной» — зажаренный бублик с котлетой, майонезом и листьями салата. Его в основном берут утомленные сессией студенты расположенного напротив Института языкознания. Еще здесь делают самые густые и вкусные молочные коктейли в городе — всего по 24 р. Единственная проблема «Дони-Доника», как и всех народных фастфудов, находящихся рядом с метро, — огромная очередь в единственный туалет на втором этаже. Так что на коктейли и кофе лучше не налегайте.
Наш выбор
Ванильный коктейль 0,3 л — 24 р., 420 ккал
Бейгл с говядиной — 49 р., 304 ккал
Доник «Баварский крем» — 24 р., 480 ккал
Итого: 97 р. за 1204 ккал
Дони-Доник
580 9558, Воздвиженка, вл. 11, стр. 3, м. Арбатская, и еще 6 адресов на www.donydonik.ru. Доставки нет
5. Ганга
Вегетарианское кафе в торговом центре «Старт» нравится всем: покупательницам ТЦ — низкокалорийностью блюд, сочувствующим буддизму — правильно приготовленной едой, а уж любителям сои — и подавно. Около кассы толпятся девушки в сари, обменивающиеся адресами недавно появившихся курсов йоги и обсуждающие расписание службы в буддистском храме. Продавщицы из соседних магазинчиков по нескольку раз в день бегают сюда за нежнейшими самосами с вишней и клубникой. А покупательницы с пакетами D&G и Armani предпочитают питательные сабджи с кабачками в сметане и суп из брокколи интенсивно изумрудного цвета. Горячие блюда разогревают в СВЧ. Кстати, цены за первые и вторые блюда указаны за 100 граммов. У кассы тарелки взвешивают. В «Ганге» готовят так вкусно, что хочется стать вегетарианцем. Главный секрет, наверное, в том, что еду здесь готовят те же люди, что вам ее и продают. Говорят, вечером нераспроданное аккуратно рассортировывают по целлофановым пакетам и относят в храм страждущим. Добродетель — основа буддизма.
Наш выбор
Пападамы — 12 р., 40 ккал
Сабджи с брокколи (200 г) — 30 р., 200 ккал
Сабджи с кабачками в сметане (200 г) — 103 р. 50 коп., 480 ккал
Пирожное «Картошка» — 15 р., 250 ккал
Имбирно-лимонный напиток (большой стакан) — 30 р., 50 ккал
Итого: 190 р. 50 коп. за 1020 ккал
Ганга
743 4984, 8 926 539 8443, ТЦ «Старт» (ЦСКА), Ленинградский пр-т, 37б, ежедневно 10.00—20.00. Доставка по всей Москве
6. Прайм*
Самая старая и заслуженно любимая бутербродная сеть в Москве, созданная по примеру известных английских фастфудов Pret-a-Manger. На своем сайте именуют себя магазином готовой еды, что по сути верно. На полках сэндвичи и салаты аккуратно упакованы в бумажные коробочки. Здесь не используют консервантов, и, чтобы еда быстро не портилась, на полках поддерживается определенная влажность и температура, как в Мавзолее. Найти свободный столик в обеденное время в «Прайме» в Камергерском почти невозможно. Поэтому, когда на улице тепло, некоторые посетители предпочитают жевать сэндвичи, расположившись на скамеечке напротив. Из-за бесспорной верности качеству этот первый «Прайм» не растерял клиентов. Более того, они росли вместе с кафе. Здесь рядом с веселой компанией студентов, уминающих сэндвичи «Завтрак целый день», проходит деловой обед, а за стойкой у окна актеры соседнего МХТ репетируют диалоги, деля на двоих салат «Шефский».
Наш выбор
Сэндвич «Завтрак целый день» — 99 р., 658 ккал
Салат «Шефский» — 75 р., 320 ккал
Апельсиновый сок «Я» — 32 р., 87 ккал
Итого: 206 р. за 1065 ккал
Прайм
629 5011, Камергерский пер., 5/7, 8.30—23.00, и еще 3 адреса на www.primeshop.ru
7. 13 сэндвичей
В „13 сэндвичах“ ко всему относятся ответственно. Например, булочки настолько хорошо прожаривают, что невольно вспоминается старый анекдот, в котором нерадивой домохозяйке советовали: „Чтобы рождественский пирог не разваливался, рекомендуем чередовать слои теста со слоями фанеры“. Ктринадцати видам фирменных сэндвичей, вынесенных в название, здесь можно еще выбрать из пары супов и пары салатов. Если из заявленного в меню многообразия сэндвичей вам ни один не понравился, то по вашему желанию официантка может скомпоновать для вас четырнадцатый. Стоимость зависит от размера булочки. Идею этого местечка в переулках Цветного бульвара, как признаются создатели, навеяла траттория „Зиголлини“ на Стоун Стрит, в самом сердце финансового района Манхэттена. На Нью-Йорк намекают зеленая грифельная доска с меню, пожелтевшие фотографии в рамочках и стопки зачитанных журналов. Место сразу полюбилось окрестным офисным работникам. За кружкой пива „Тинь кофф“, к которой дают тарелку с печеньем, они жалуются друг другу на несправедливое начальство.
Наш выбор
Сэндвич №7, средний — 150 р., 680 ккал
Пиво „Тинькофф“ 0,33 — 90 р., 156 ккал
Итого: 240 р. за 836 ккал
13 сэндвичей
106 4996, Трубная, 21, м. Цветной Бульвар, www.13sandwiches.ru. Доставка в пределах Цветного бульвара
8. Сандэй
Если вы не уверены в том, какая национальная кухня вам нравится больше, в ресторане „Сандэй“ к вам приставят девушку-консультанта и выдадут кредитную карту. Девушка проведет вас за столик, а по дороге расскажет о средиземноморской, азиатской, японской и среднерусской кухнях, представленных в четырех разных зонах. Не спешите садиться за столик — здесь самообслуживание. Пристройте вещи на вешалку. Дальше под чутким руководством все той же девушки вам, наконец, предстоит сделать выбор. В ресторане вы везде будете расплачиваться карточкой. На выходе кассир возьмет с вас наличные. Если умудритесь расплатиться до 18.00, получите скидку 10% на все меню. Этот фудкорт на Юго-Западе — пробный выход известной екатеринбургской компании „Малахит“ на московский рынок еды. У себя на родине формат „четыре в одном“ прижился настолько хорошо, что после того, как „Сандэй“ в столице превратится в сеть, компания возьмется и за Питер.
Наш выбор
Кукурузный суп — 60 р., 350 ккал
Сяке сашими — 150 р., 570 ккал
Пиво — 70 р., 156 ккал
Итого: 280 р. (со скидкой — 252 р.) за 1076 ккал
Сандэй
8 499 730 8156/60, пр-т Вернадского, 39а, м. Проспект Вернадского, 11.00—23.00, сб, вс 11.00—02.00. Доставки нет
9. Сено
Схема free flow, по которой устроено это заведение, в литературном переводе с английского означает „что вижу, то и ем“. Когда подходишь с подносом к шипящим в масле свиным рулькам или чану с наваристой солянкой, срабатывает рефлекс — и вот уже на подносе нет места для еще одного румяного драника из картошки. А знакомые, побывавшие здесь до тебя, очень хвалили куриное филе со шпинатом и сыром и блинчики с начинкой. Что делать, приходится брать второй поднос. Трактир „Сено“ понастоящему народный. В углу две блондинки, говоря с характерным южным акцентом, нахваливают наваристый борщ, напротив — учительница за стаканом вишневого компота проверяет контрольные. А вот с мороза зашли рабочие в оранжевых комбинезонах — у них обеденный перерыв, можно и по пивку. После сытной трапезы начинаешь замечать, что откуда-то звучит Modern Talking, а на улице слишком холодно. Поэтому с чистой совестью можно позволить себе и еще один поднос еды.
Наш выбор
Солянка — 60 р., 360 ккал
Овощи жареные — 70 р., 589 ккал
Куриное филе со шпинатом и сыром — 120 р., 680 ккал
Сок вишневый в розлив — 25 р., 120 ккал
Драник — 15 р., 156 ккал
Итого: 290 р. за 1905 ккал
Сено
692 0452, Камергерский пер., 6, стр. 1, м. Охотный Ряд, www.se-no.ru. Доставка по всей Москве оформляется через сайт
10. 5 звезд*
Первая бутербродная от Аркадия Новикова появилась в конце 2004 года в Марьине. Говорят, за день ее посещало не больше 50 человек. За год сеть разрослась до пяти ресторанов, но затем один за другим они стали закрываться. Сейчас осталось три: один в центре и два в аэропорту Шереметьево. Стоит с улицы открыть стеклянную дверь кафе на углу Камергерского и Дмитровки, как в нос бьет сладкий аромат кофе, а глаза сразу упираются в стеллажи с выпечкой. Сделав несколько шагов, понимаешь: главное здесь все-таки сэндвичи, багеты и салаты, аккуратно упакованные в коробки. Из соседних офисов сюда не заходят директора — вместо себя они посылают секретарш в костюмах от Narciso Rodrigues за идеальными сэндвичами, словно соскочившими с обложки журнала о еде. Попадаются и редкие для московских фастфудов гости: ухоженные жены в бриллиантовых серьгах, которые подарили им мужья, полагая, что развод обойдется дороже. Дамы, повесив на соседний стул норковую шубу, без стеснения пьют капучино из бумажного стакана и пробуют салат-рулет сзапеченными баклажанами(здесь им гордятся). Но все-таки основная публика „5 звезд“ — студенты, по ошибке заглянувшие сюда вместо привычного „Прайма“.
Наш выбор
Суп „Минестроне“ — 70 р., 280 ккал
Салат „Цезарь“ — 85 р., 530 ккал
Салат-рулет с запеченными баклажанами — 80 р., 680 ккал
Кофе „Американо“ — 40 р., 88 ккал
Султаннини — 35 р., 220 ккал
Итого: 310 р. за 1798 ккал
5 звезд
692 1276, Б. Дмитровка, 5/6, стр. 3, м. Охотный Ряд, до 8.00—23.00
* Примечание: в 2007 году фастфуды «5 звезд» и «Прайм» объединились в одну общую сеть под названием Prime Star.Дело вкуса
Три эксперта по фастфудам описывают последние тенденции рынка и объясняют причины неудач конкурентов. Выясняется, что русские очень не любят, когда в их еде копаются руками.
Андрей Наркевич
директор по маркетингу и развитию продаж сети «Теремок»
Русский фастфуд — это естественно. С нашей точки зрения, неестественно засилье иностранной кухни. Русская еда — это то, что мы все любим и к чему всегда возвращаемся. Автор большинства рецептов «Теремка» — наш шеф-повар, мама генерального директора Михаила Гончарова Татьяна Васильевна. Не все наши рецепты аутентичны, но они основаны на традициях. Существуют весьма успешные сети питания, которые развивают русскую кухню, — «Грабли» и «Елки-палки», у них хорошо проработана концепция, но это другой сегмент, так называемый fast casual. А сегмент быстрого питания развивается иначе. Многие думают, что фастфуду достаточно одного удачного блюда — к примеру, пельмени, — и все будет отлично. Люди не продумывают ни концепцию сети, ни рекламу, ни коммуникацию с потребителем. Но не каждый продукт может стать основой для фастфуда. Большинство людей легко готовят пельмени дома, в отличие от блинов или гамбургеров.
Под каждую сеть должна быть создана концепция. Если она удачная — все заработает. В нашем бизнесе успешность меряется количеством заведений. Можно как угодно относиться к «Макдоналдсу» и «Ростик’су», но действительно эти компании имеют стандартизированный вкус и сервис. И если этот вкус находит своего потребителя, то потребитель останется лояльным к бренду. Во многих русских компаниях нет четкого контроля за вкусом, нет выработанной концепции, и это обуславливает неудачи русского фастфуда. Другая особенность России — в том, что фастфуды воспринимаются как бюджетные рестораны. В «Макдоналдс» на Пушкинской люди до сих пор приходят семьями провести выходные. В фастфудах почему-то назначают деловые встречи и даже отмечают юбилеи. На Западе рестораны быстрого питания очень утилитарны — в них можно только перекусить. В России еще только начали развиваться, и семейная ниша быстрого питания будет еще долго самой прибыльной. Мы делаем серьезный упор на семьи с детьми. В прошлом году мы покупали лицензии на персонажей мультфильма «Алеша Попович», а сейчас выпустили шоколадные яйца с фигурками персонажей сказки «Теремок». Никто, кроме «Макдоналдса» и нас, в Москве не развивает детские предложения.
Дмитрий Сомовидис
главный управляющий сети «Прайм»
Когда я приехал в Москву четыре года назад из Англии, чтобы сделать «Прайм», я слышал, что закрылся «Комбис», и знал, что есть грустная сэндвичная сеть Subway. Во всем мире работает более 20 тысяч заведений под этой вывеской, а в России они то закрываются, то опять открываются. Во-первых, русские люди не любят, когда в еде копаются руками. А концепция этой сети — готовить сэндвичи на глазах у клиента, потому что в Америке это считается хорошим сервисом. Во-вторых, вопреки тому, что Subway — фастфуд, сэндвичи там готовят ужасно медленно. И когда есть два неработающих фактора, то бизнес не идет. Еще в русской семье не принято брать маму-папу и идти в воскресенье есть сэндвичи. А пойти всей семьей есть гамбургеры и пить кока-колу — нормально. Поэтому наши клиенты — это бизнес-сообщество, пять из наших девяти «Праймов» расположены в бизнес-центрах. В России люди ходят в фастфуд не для того, чтобы перекусить, а чтобы провести время. Правда, в обеденное время около 40% клиентов берут еду на вынос. Но в течение дня люди предпочитают есть за столиком. Очень мало кто пьет кофе на ходу, хотя мы и предлагаем кофе в картонном стаканчике с крышечкой. Половина успеха в фастфуде — это сам продукт, другая половина — местоположение. И, конечно, важен менеджмент. Плюс есть факторы, которые невозможно предусмотреть. В центре Москвы аренда за последние 2 года поднялась в 2 раза. То, что стоило 1000 долларов за кв. м, сейчас стоит 2000—2500 долларов. Это безумные деньги для кафе быстрой еды, ведь аренда должна занимать в обороте компании не более 15%. В результате возник очень большой дефицит площадей, скоро в центре останутся одни ювелирные магазины и бутики, ну, возможно, еще «Макдоналдс». Так что я не слежу за трендами, я слежу за арендными ставками на рынке — это самое волнительное.
Мария Чеканова
директор по маркетингу сети «Ростик’с»
Главная тенденция на рынке быстрого обслуживания — здоровое питание. В связи с этим в меню «Ростик’са» появились легкие блюда — салатная линейка и овощные сэндвичи. Мы стараемся работать с учетом местных вкусов, поэтому предлагаем гостям шашлыки, чебуреки, пирожки, пельмени. «Моноидеи» в фастфуде не работают. Если вы концентрируетесь на одном блюде, к примеру, на блинах, то сокращаете выбор для клиента, а значит, сокращаете долю лояльных потребителей, так как не все хотят есть одно и то же изо дня в день.
Мы планируем в следующем году открыть около 20 новых предприятий. По моим предположениям, в сетевом бизнесе мелкие сети не способны соблюдать стандарты, уровень сервиса и ценообразования и будут неизбежно вытесняться крупными. Центр Москвы уже практически насыщен ресторанами быстрого питания — возможностей по аренде все меньше. Мы недавно открыли «Ростик’с» в Бутове, расширяем нашу сеть за счет открытий в спальных районах Москвы, ведь там тоже есть спрос, хотя бизнес там, в отличие от центра, не столь активен и рентабелен.