Лучшие официанты Москвы
Официант — посредник между кухней и залом, и именно от его работы в конечном итоге зависит, какое впечатление останется у посетителей от ресторана в целом. Time Out выбрал десять лучших московских официантов, которым не страшно доверить самое важное — желудок и кредитку.
Иван Никулин, «Кафе Пушкинъ»
Стаж — 14 лет, в «Кафе Пушкинъ» 14 лет
«В «Пушкине» надолго задерживаются те, кто принимает его правила игры. У нас есть свой кодекс поведения официантов. Они, например, обязаны носить бакенбарды, причем свои, а не накладные. Обращаться к гостям исключительно «сударь» и «сударыня». Вслух произносить полное название каждого блюда, которое прибывает на стол. При подаче заводить свободную руку за спину, как было принято в дореволюционных ресторанах. Все эти тонкости в конечном счете и создают уникальную атмосферу места, которому уже больше 10 лет.
С персоналом работает имиджмейкер, специалист по сценической речи, учитель танцев. Не для того, чтобы мы дружно вальсировали с подносами по залу, а для того, чтобы правильно двигались и держали осанку. Иногда мы стихи Пушкина декламируем гостям — например, знаменитое четверостишие про пожарские котлеты. Иностранцы, бывает, стоя аплодируют. Мы все отчасти актеры, занятые в грандиозном спектакле «Кафе Пушкинъ». Кто чувствует себя в этой театральной постановке органично — остается, кто не справляется или пребывает не в своей тарелке — уходит.
Конечно, я не мечтал в детстве, что вырасту и стану официантом. Но и о том, чтобы работать налоговым инспектором или менеджером в банке, дети редко мечтают. Так жизнь повернулась, и я ей за это благодарен. Хотя бы потому, что при других обстоятельствах я вряд ли бы имел шанс встретить столько знаменитых и просто интересных людей, сколько видел за время работы в «Пушкине». Козырять известными именами у нас не принято, тем более обсуждать публично поведение гостей. Но вот недавно у нас обедали музыканты Rammstein. Казалось бы, где Rammstein, а где Пушкин. Но они оказались крайне воспитанными, культурными и заинтересованными гостями. Солянка, водка, щи, борщи — и никакого шума и эпатажа. Может, на них так дворцовые интерьеры подействовали. Что касается профессиональных качеств, то у официанта их должно быть по крайней мере три: коммуникабельность, выносливость и перфекционизм. Если ты подумал, что «и так сойдет», все, уступи дорожку другу. Потому что завтра так не сойдет.
Очень важно в любых обстоятельствах уметь принимать сторону гостя, расценивать любые его пожелания не как каприз, а как нормальное требование его личного удобства и стараться выполнить все как можно быстрее. Я знаю, что в московских ресторанных кругах есть даже такое понятие — «деллосовский сервис», и это считается очень высокой планкой. Мне приятно, что моя работа в том числе задает этот высокий уровень. В будущем менять профессию я не собираюсь. Я много раз видел, как ребята уходили, пытались сделать что-то свое, но редко у кого это получалось. Мне кажется, что быть востребованным на своем месте — тоже неплохой вариант развития карьеры».