Проклятые места Москвы
Почему в, казалось бы, проходных и популярных районах не приживается ни один приличный ресторан, а по соседству конкуренты процветают? Time Out вспомнил историю мест, от которых в разные времена отворачивалась удача.
«Проклятые» места есть в каждом городе. Хочет, например, ресторатор открыть заведение в подходящем помещении. Вроде и локация хороша, зелено, чисто, все красивое вокруг и в центре — а новый ресторан открывается и через пару месяцев закрывается за отсутствием посетителей. В Москве помимо «нехороших» адресов существуют целые улицы. Несмотря на ресторанный бум, на них не открывается практически ничего. Например, улица Кузнецкий Мост — чего здесь только нет: магазины «Ткани солнца», «Ковры Азербайджана», «Ростовская финифть», «Русская бронза» и всего пара сетевых заведений — «Пилзнер» и «Менза». Далее спускаемся на Рождественку и натыкаемся на кафе «Маска» в обрамлении вывески «Шитье. Шелк. Колготки», кафе-кулинарию «Му-Му», не очень понятный бар Spirit и кофейню «Данкин Донатс». И это в самом центре Москвы, в удобной для прогулок зоне, рядом с популярными магазинами и кварталами, в которых рестораны как раз процветают.
То же самое происходит и на Чистопрудном бульваре. Одно из немногих заведений, если не говорить про те, которые примыкают к Покровке, держится около трех лет — «Бобры и утки». Все остальное тоже сети или невразумительные забегаловки: «Теремок», «Волконский», кафе «Кофе пью» (еще можно и ногти покрасить), «Оспироги.ру». Завершает список заведений с ярким неймингом Чистопрудного бульвара, правда, не имеющий отношения к общепиту комиссионный магазин «Мечта».
В Москве помимо «нехороших» адресов существуют целые улицы. Несмотря на ресторанный бум, на них не открывается практически ничего
В московских байках про «нехорошие места» фигурируют именно эти две улицы: Кузнецкий Мост и Чистопрудный бульвар. Около двухсот лет назад Кузнецкий Мост был местом силы модников. Именно здесь находились самые передовые лавки и тусовались щеголи. По преданию, проигравшуюся в пух и прах молодежь развозил таинственный экипаж, после этого его пассажиров никто не видел. А в овраг на Чистых прудах свозили на убой домашний скот и, вопреки названию, это было одно из самых грязных мест в Москве. Может, проклятье до сих пор действует?
Но урбанисты, рестораторы, повара и москвоведы считают по-другому. Научный сотрудник Высшей школы урбанистики им. А. А. Высоковского Петр Иванов говорит: «Места не бывают “проклятыми”. Бывает плохо понята локация заведения. Такие места оказываются вне людского потока. Его плотность не компенсирует арендную ставку. Или же владельцы открываемого заведения просто не угадали с концепцией».
Сейчас активно ремонтируется центр города, он постепенно превращается в пешеходный. На основе недавно отремонтированных улиц НИУ ВШЭ провела ряд исследований, в ходе которых выяснилось, что c этих улиц ушли заведения премиум-класса (средний чек более 2000 рублей), так как нет парковочных мест. Немногие арендаторы сохранили свои заведения после ремонтных работ 2013-2015 года. Из-за увеличения тротуаров пешеходный поток увеличился, и возникла необходимость в заведениях попроще, с велосипедными стоянками.
До сих пор у нас в стране не принято обращаться в ресторанный консалтинг. Владельцы процветающих новых заведений на Покровке честно признавались, что никаких исследований пешеходных потоков и аудитории не проводили, подход к открытию кафе — антинаучный. Вот мы и получаем «проклятые места».
Из-за увеличения тротуаров пешеходный поток увеличился, и возникла необходимость в заведениях попроще, с велосипедными стоянками
Шеф-повар ресторанов B.I.G.G.I.E и Funky Food Илья Благовещенский согласен с урбанистами насчет «проклятости» места, но считает, что прибегать к ресторанному консультированию совершенно не нужно, только если это не касается финансов. Ресторан Funky Food как раз находится в таком месте, на Кутузовском проспекте, 17. С 1990 года, когда там обосновалась «Пицца Хат», по сегодняшний момент ничего не может прижиться, ни турецкое, ни паназиатское. «Я не верю в “проклятые” места совсем. Отношусь к этому скептически. Любое место, любой проект можно назвать “проклятым”. В Funky Food я занимаюсь вообще всем — моя концепция, я совладелец, ну и шеф, конечно. Я абсолютно уверен, что у меня все получится. По крайней мере, об этом я могу судить по первой неделе работы нашего ресторана. Народу было очень много, а в субботу меня чуть не растерзали», — говорит Благовещенский.
Несмотря на то, что некоторые повара не верят в «проклятость» мест, они, безусловно, существуют, и у них есть характерные объективные черты: большая площадь помещения под ресторан (отсюда непомерная аренда и прочие расходы, обставить как-то же надо); очевидно провальная концепция, которая не возбуждает целевую аудиторию (очередное заведение с суши, итальянский ресторан, дорогой ресторан); отсутствие необходимого пиара (сейчас уже сложно представить заведение без сайта и/или соцсетей). Двумя из трех недостатков обладают практически все. Устранив их, место наверняка избавится от клейма «проклятости». И мы поверим поварам и урбанистам, что их не существует.
5 «проклятых» мест Москвы:
Кутузовский, 17
По этому адресу открывались и благополучно закрывались первая пиццерия в России «Пицца Хат», «Наша пицца» с лучшими крыльями в панировке, шашлычная «Казан», «Кебабберия» и «Турецкий гамбит». Сейчас здесь работает ресторан шеф-повара Ильи Благовещенского и телеведущей Ксении Бородиной Funky Food с ресторанным стритфудом.
Благовещенский пер., 10/2
По этому адресу работали пивной ресторан «Хмелефф», итальянский ресторан «Спагеттерия» и бургерная J.P. Burger. Сейчас пусто.
Тверская-Ямская, 7
Здесь открывались и закрывались японское Roomcafe, азиатский ресторан «Нконг», итальянский Double Dutch и грузинский «Харчо». Сейчас работает еще одно азиатское заведение — «Фудзи-ко».
Петровка, 34, стр. 1
В этом здании перебывали сетевая чешская пивная «Колковна» и пиццерия Tony Pizza Bar. Сейчас в пабе «Скотланд Ярд» снова пьют пиво и смотрят спортивные трансляции.
Садовая-Каретная, 4/6, стр. 1
Сначала здесь отмучились арт-кафе «Мед» с выставками и концертами, потом итальянский «Фламбе». Сейчас тут находится антибар с не самым привлекательным названием «Жуй» — это круглосуточное кафе с повременной оплатой.
Фото: Facebook