Что значит быть сомелье, если ты женщина
Женщины с удовольствием пользуются нагрянувшими свободами: летают в космос, не бреют ноги, оплачивают отпуск и выбирают вино в ресторане. Самые свободные и смелые из них – это вино продают: становятся сомелье или хозяйками винных баров. Составитель винных карт и винный журналист Влада Лесниченко решила узнать, как они сделали алкоголь своей работой.
Ольга Лящук, сомелье винного бара Twins Wine Space
Откуда ты?
Родилась в Подмосковье, но давно живу в Москве. По образованию я лингвист-переводчик, который по специальности никогда не работал, но активно использовал языковые навыки. В ресторанную сферу я пришла довольно поздно, в 29 лет.
Зачем тебе это – работать по ночам с алкоголем и мужчинами? Куда смотрят твои родные? Они понимают, чем ты занимаешься?
Я сова! Поэтому ресторанный график работы для меня благословение. Когда я стала сомелье, у меня возникло ощущение, что некто вручил мне диско-шар с тысячью зеркальных граней, отражающих все разнообразие мира и делающих его сверкающим и привлекательным. При этом еще и на работу можно ехать в обед и спокойно читать книгу в незабитом людьми метро. Родные знают, что если я чего и решила, то выпью обязательно. А если серьезно, в моей семье всегда уважительно относятся к любому моему выбору, у нас главное, чтобы ты был счастлив, чем бы ты ни занимался.
С каких вин ты начинала? К каким пришла? Что еще не удалось попробовать?
В конце 2000-х я, как и многие соотечественники, окунулась в пучину романа с итальянским миром. Мы все остервенело прочесывали музеи с тысячами мадонн кон бамбино, заполняли бланки такс-фри в аэропорте Милана, готовили пасту вручную с помощью специальных машинок, и, конечно, запивали ее кьянти, брунелло и пино гриджо. Именно бокал Брунелло ди Монтальчино в итальянском ресторане Вены заставил меня задуматься о значимости винных различий. Я стала читать про вино, рыскать среди полок в «Ашане» в поисках Бордо и Рибера дель Дуэро, о которых узнала в интернете как о самых важных регионах винного мира.
Где ты училась? Нужно учиться теории или больше пить, получая опыт?
Выпивать без теории мне не вполне интересно. Я люблю систематизировать причинно-следственные связи, сравнивать схожие или полярные терруарные истории. Вначале я набиралась дегустационного опыта через среднетелые и плотные вина из классических регионов Старого Света. Затем окончила вечерний курс винной школы «Энотрия» и через год – полный профессиональный курс.
Самый любимый тип гостя и от каких гостей ты больше всего устаешь?
Люблю любознательных. Здорово, когда гости делятся своими историями, эмоциями, задают вопросы, открыто и гибко реагируют на разные стили, регионы, сорта. Расстраивает, когда человек не пытается услышать ценность вина, делает не совсем объективные выводы, осуждает стилистику, ценообразование, не обладая при этом достаточным аналитическим инструментарием.
Любимая еда с вином?
Обожаю шампанское с чем угодно, практически с любой едой. Люблю сочетать белые вина с высокой кислотностью и морепродукты.
Если бы ты стала виноделом, то с какими сортами и стилями работала? Какая бы была этикетка?
Я бы с удовольствием работала с рислингом в прохладных регионах Старого Света или с испанскими местными белыми сортами в свежей стилистике и с выдержкой на осадке. Очень хотела бы сделать портфолио этикеток с совершенно эпатажными коллажами или иллюстрациями.