Что значит быть сомелье, если ты женщина
Женщины с удовольствием пользуются нагрянувшими свободами: летают в космос, не бреют ноги, оплачивают отпуск и выбирают вино в ресторане. Самые свободные и смелые из них – это вино продают: становятся сомелье или хозяйками винных баров. Составитель винных карт и винный журналист Влада Лесниченко решила узнать, как они сделали алкоголь своей работой.
Елена Лебедева, сомелье ресторанов Perelman People
Откуда ты?
Целых 5 лет я проработала в рекламном агентстве. Проводила выставки, верстала книги и каталоги, создавала фирменные стили. Последний мой проект – открытие представительства аукционного дома Sotheby’s в России в Историческом музее. Тогда я подружилась с девушкой из нью-йоркского Sotheby’s, которая через пару лет вышла замуж за французского шеф-повара и увлеклась вином. Ее рассказы меня заинтриговали. Наступил кризис, на моей новой работе по продаже зарубежной недвижимости дел было немного, и я начала читать журналы. Интереснее всего оказался винный Simple Wine News. И я поняла: вино — это мое. Организовала сама себе тур в Тоскану, а когда вернулась, начала учиться в «Энотрии».
Зачем тебе это – работать по ночам с алкоголем и мужчинами? Куда смотрят твои родные? Они понимают, чем ты занимаешься?
Мои родные, конечно, сходят с ума. Каждый раз, когда я собираюсь на работу, говорят: «Береги себя!»
С каких вин ты начинала? К каким пришла? Что еще не удалось попробовать?
Я начинала с ассортимента виноторговой компании Simple. Это был мой первый винный прайс-лист, который я выучила наизусть как потребитель. Покупала все вина в рамках доступности и еще тогда в далеком 2010 году выбирала мало кому известное Мюскаде Севр э Мен Сюр Ли.
Где ты училась? Нужно учиться теории или больше пить, получая опыт?
Теория важна, поэтому я и закончила«Энотрию». Но я всегда говорю своим помощникам и официантам: «Если вы планируете развиваться в этой сфере, то не пить вино – не получится!» Однажды на собеседование на должность помощника сомелье пришла девушка, которая заявила, что не пьет. Я была в шоке. Это как если бы художник знал все каноны построения рисунка, но при этом не умел рисовать. Дегустация – это основа развития вкуса.
Самый любимый тип гостя и от каких гостей ты больше всего устаешь?
Мои любимые гости те, которые готовы мне довериться, которых не пугает пробовать новое. В детстве ребенок не любит оливки, сыр с плесенью, устрицы – все, что понятно взрослому. Но с возрастом его дегустационная база расширяется. В вине тоже самое: не стоит ограничивать себя и пить одно и то же. Тяжело работать с гостями, которые любят порисоваться перед соседями. Им, к сожалению, не видно со стороны, как нелепо это выглядит. Был случай, когда мужчина утверждал, что гевюрцтраминер пьют только из больших широких бокалов (и был, конечно, неправ).
Любимая еда с вином?
Мне нравится, когда хорошие продукты просто приготовлены. Свежие мясо, рыба, овощи без наворотов и украшательств. Для меня такие блюда лучше всего сопровождают вино, когда именно оно – основа трапезы.
Если бы ты стала виноделом, то с какими сортами и стилями работала? Какая бы была этикетка?
Виноделом я себя совсем не вижу. Сложное это дело: кто-то должен передать тебе знание, бабушки и дедушки, которые работали на земле. Но выбор этикетки для меня был бы адом. Я очень долго принимаю решение, могу полгода выбирать ребенку зимний комбинезон. А после работы в рекламном агентстве, где мне приходилось сотрудничать с дизайнерами и корректорами, я все время нахожу в макете изъяны. Всегда проверяю карту за дизайнером. Уж очень меня раздражают лишние пробелы или неровные расстояния! Так что дизайн этикетки разрабатывать я буду всю жизнь.