Что нас бесит в московских официантах

Что нас бесит в московских официантах

Влада Лесниченко   30 апреля 2019
6 мин
Что нас бесит в московских официантах

Бывает, приходишь в ресторан, и все вроде бы хорошо: и еда отличная, и повар душка, и гости нарядные, и интерьер интересный, а официант — бесит. Time Out вспомнил 12 самых раздражающих вещей в поведении московских официантов и попытался объяснить, почему они делают это.

Когда говорят «чаек», «сахарок», «водичка»

«Водочки-с?» — экстремальная форма вежливости из XIX века, где «-с» — сокращение от «сударь». Судари известно где, а водочка осталась. Кстати, в южной речи тоже любят все подряд уменьшительно ласкать. «Бокальчик винца» выдает в вас южанина или полового. В столице так говорить не стоит: зима близко.

Когда приносят одну карту напитков на двоих

На самом деле это обыкновенный сексизм: женщина не платит и поэтому вино не выбирает. Но зачем двум подружкам, которые заскочили обсудить последние сплетни, настойчиво тащить одно барное меню на двоих, будто в стране тотальная экономия бумаги? Пора переписать сервисные скрипты — когда в горле пересохло, ждать, пока официант сгоняет за вторым меню, иногда просто нет сил, и в такие минуты очень тяжело его не ненавидеть.

Когда говорят: «Сейчас я позову вашего официанта»

Подстрочник такой: «У вас уже есть тот, кто заберет ваши чаевые, пусть он вас и обслуживает». Ресторан — это один общий организм, в котором все работает на благо гостя. В хорошем заведении вашу посуду может убрать сомелье, поднять упавшую салфетку — директор, а повар нередко выходит в зал, чтобы самому принять заказ. В плохом… ну, вы сами понимаете, что происходит.

Когда оценивают по одежке

Со многими бывало как в песне: «Что ж ты, милая, смотришь искоса?» Смотрят и оценивают, какого места вы достойны: в проходе, рядом с туалетом или там, где кондиционер направленно дует в ухо, — или вы выглядите на все удобные диваны у окна сразу. Сейчас практически такого не встретишь, чтобы невзрачного или, наоборот, расфуфыренного гостя не пустили в какой-нибудь пафосный ресторан. Но заставить его почувствовать себя не в своей тарелке — это всегда пожалуйста.


Когда, не дав меню, спрашивают: «Что принести из напитков?»

Вы еще не успели толком сесть на стул и в глаза не видели барную карту, а вас уже донимают вопросом: «Что будете пить?» Откуда вам знать, сколько стоит местная вода (не говоря уж о бокале пино гриджио)? Ведь бывает и так, что она куда дороже домашнего лимонада, а вы, например, жестко ограничены в средствах. Это банальный прием прямой продажи: гостя пытаются обработать уже с порога и сразу отыграться на воде.

Когда настроены на долгие светские беседы

Все говорят: хороший официант — хороший психолог. Но кто захочет посещать психолога, который говорит о себе, своих домашних питомцах, своих путешествиях или, того хуже, своих невзгодах. Ваш сегодняшний официант и не официант вовсе. Он — светило, призванное изучать бабочек на Суматре, а вынужден прозябать в этом ресторане, обслуживая вас. Есть и такие, что немедленно выложат вам всю ресторанную подноготную, расскажут, что бы они изменили и улучшили, если бы управляющий их послушал. Бывает даже, что жалуются на предыдущие «столы», которые не оставили столько чая, на сколько рассчитывали горе-психологи. И вы таким ничего не оставляйте: вон из профессии!

Когда впаривают самое дорогое, что есть в меню

Бургер с лобстером в разы вкуснее, чем с отечественной говядиной, — как вы сразу не догадались? А бургундский пино нуар точно элегантнее, чем его собрат из Лангедока, дырявая ваша голова! Но вот чего точно не хочется, так это чтобы перед всей честной компанией из вас делали дурака и жмота. Официант, запомни: если у гостя есть деньги на нежно им любимые фаланги дальневосточного краба, будь уверен, это первое, что он закажет. И никакой upsale не нужен.

Когда слишком долго несут сдачу

Счет — 4000 рублей, вы положили 5000. И все! Пропал. Друзья готовы уходить, стол в унылом беспорядке, сумки на коленях, всем неловко, но на чаевые в тысячу рублей вы никак не рассчитывали. Такой финальный штрих смазывает все впечатление от ресторана: и хорошую кухню, и в целом умелое обслуживание. Вы сюда вернетесь? Вряд ли.

Когда уносят тарелку из-под носа

Многие любят оставить на тарелке самый лакомый кусочек, немного соуса «на десерт» и последний, самый сладкий глоток вина в бокале. Но стоит зазеваться, и ваши «остатки сладки» уже в мусорной корзине, а отправивший их туда официант доволен своей ловкостью и расторопностью. Ведь дожевать не успели, а уже чистота и порядок. Ему и невдомек, что такая спринтерская скорость только портит все удовольствие.

Когда выпадают из поля зрения на целую вечность

По полупустому залу деловито и медленно передвигаются официанты, а вам вдруг приспичило выпить. Начинается увлекательная игра «поймай мой взгляд». Как вы думаете, кто чаще всего побеждает? То-то. Хочешь выпить? Метнись к бару сам. Нужны приборы? Не знаешь что ли, где у нас стейшн? Официанты, вы в ответе за тех, кого кормите! Гости без вас абсолютно беспомощны. Не теряйте их, пожалуйста, из виду надолго — или не удивляйтесь потом размеру своих чаевых.


Когда сидят перед вами на корточках

Однажды на отечественных авиалиниях в бизнес-классе ввели новый вид сервиса: стюардесса должна была присесть перед каждым пассажиром на корточки и спросить, как к нему обращаться. Один из пассажиров ответил: «Называй меня хозяин». Услугу вскоре отменили. Гостей не нужно провоцировать и не нужно считать их хозяевами. Служите — только, пожалуйста, не прислуживайте. Когда добрые глаза официанта преданно глядят над кромкой стола, иной раз так и хочется потрепать его за ухом и угостить сахарной косточкой.

Когда меняются в лице, если заказать только кофе

Ресторанный бизнес сегодня — не самая золотая жила. Чем меньше счет, тем хуже всем: от официанта до владельца. Но если один посетитель пришел в ресторан, чтобы строить бизнес-план в Excel, и заказал эспрессо декафенато, а другой решил ограничиться легким салатом и стаканом воды, предоставьте им такую возможность максимально приветливо. Возможно, в следующий раз кто-нибудь из них приведет вам «жирный» банкет.

Когда не знают меню

«Попробуйте наше фирменное пиво “Матерь драконов”!» А кто его варит, где и на чем? Нет, официант подобными тонкостями не интересуется. О домашнем вине тоже ничего не знает и бежит спрашивать у бармена, чего он там наливает по бокалам. На вопросы, откуда утка, мясо или мидии, на чем делают лимонады, сангрию или смузи, какое молоко в капучино, тоже могут ответить далеко не во всех ресторанах. Официанты, учитесь, менеджеры — учите!