Как московские рестораторы занимаются благотворительностью
Этой осенью в Москве состоялись две заметные благотворительные акции с участием представителей ресторанного рынка. Во-первых, «Добрая столовая» на «Хлебозаводе» показала пример работающего инклюзивного бизнеса, когда известные повара вместе с людьми с особенностями развития готовили совместный обед и общались друг с другом. Во-вторых, открылся «Добродомик» — кафе, где бесплатно кормят пенсионеров. Конечно, этими проектами дело не ограничивается: для многих ресторанов благотворительность – не сиюминутный порыв, а давно налаженная помощь нуждающимся. Time Out рассказывает о самых заметных в этом смысле начинаниях.
«Добрая столовая» — проект создателя «Маркета местной еды» Насти Колесниковой, к которому присоединились известные шефы Москвы: Сергей и Иван Березуцкие (Twins Garden), Анатолий Казаков (Selfie), Андрей Шмаков (Savva), Рома Редман (Meat Puppets) и Наташа Березова (Stall by Natalia Berezova). 18 октября на «Хлебозаводе» они варили суп, тушили говяжьи щечки, пекли вафли. А помогали им на кухне дети и подростки с особенностями развития, для которых это была не только возможность поверить в свои силы, но и провести день, общаясь с интересными людьми. Всего к участию привлекли шесть фондов, которые привезли на мероприятие команду из почти 80 подопечных. «Это тест инклюзивного бизнеса. Мы продолжаем искать варианты интеграции в бизнес людей, которым тяжело найти работу», – делится своей идеей Настя. В планах организаторов на 2020 год – провести три «Добрых столовых» в Москве (на «Хлебозаводе» и в «Музее Москвы») и одну в Ростове-на-Дону.
Братья Березуцкие не только принимают участие в акциях вроде «Доброй столовой», они основали собственный благотворительный фонд – Twins Fund. Среди направлений его деятельности – поддержка семей, оказавшихся в трудной ситуации. Средства, например, идут на медицинские услуги по реабилитация инвалидов и на развивающие занятия для особенных детей. Меньше чем за год фонд оказал помощь двум десяткам семей. Кроме того, вместе с православной благотворительной организацией «Милосердие» Twins Fond участвует в проекте «Сиделки», предоставляющем патронажную помощь многодетным семьям с детьми-инвалидами. Откуда поступают средства в фонд? В том числе за счет продажи сетов Chef’s Table в ресторане Twins Garden: при цене от 8000 рублей за сет суммы получаются значительные. Также на ферме Березуцких в Калужской области открыт приют для собак – спасенных с улицы животных лечат, социализируют и ищут им дом.
Дать детям, оставшимся без родителей, путевку в жизнь – цель образовательной программы «Я’Шеф!», масштабного совместного проекта благотворительного фонда Electrolux Food Foundation и ресторанного холдинга White Rabbit Family. В течение двух месяцев 17 выпускников приютов учатся на поварских курсах на базе «Кулинарного колледжа N1» под руководством Национальной ассоциации кулинаров России, а раз в неделю приходят на мастер-классы в рестораны, где их наставниками становятся ведущие повара WRF: Владимир Мухин (White Rabbit), Анатолий Казаков (Selfie), Ольга Суздалкина (Chicha), Виталий Истомин («Сахалин»), Андрей Кошкодан (Luciano ). «За два месяца, конечно, нереально стать профессионалом, но это дает возможность в дальнейшем развиваться в этой сфере», – объясняет Андрей Кошкодан, сам, кстати, воспитанник детдома. Выпускники, которые всерьез увлекаются профессией повара, успешно осваивают программу и решают двигаться дальше, могут попасть на стажировку к Владимиру Мухину в White Rabbit, занимающим 13 строчку в рейтинге «50 лучших ресторанов мира». Уже пять лет под опекой WRF находится и Быковский детский дом: детей снабжают продуктами для мастер-классов и проводят им кулинарные уроки в оборудованной на средства холдинга комнате «Хозяюшка». А для выпускников детского дома каждый год устраивают торжественный вечер на террасе ресторана White Rabbit.
Развитием инклюзивной среды всерьез занимаются в сети пекарен «Буше». Петербургский холдинг, с недавнего времени присутствующий и в Москве, сотрудничает с детским фондом «Преодолей-ка», который проводит танцевальные занятия для детей с проблемами опорно-двигательной системы. Причем особенные дети занимаются вместе с обычными сверстниками, что помогает им адаптироваться. «Буше» бесплатно предоставляет свою продукцию на концерты фонда, помогает в их организации, а также распространяет в заведениях сети открытки, перечисляя средства от их продажи фонду. По адресным запросам «Буше» выделяет средства детским домам и приютам, сотрудники собирают одежду и книги для детских учреждений и новогодние подарки. Связан «Буше» и с онлайн службой кризисной психологической помощи подросткам «Твоя территория»: в фонд службы отчисляется 1 рубль с каждой баварской слойки, одной из самых популярных позиций в меню пекарен. Если учесть, что сегодня сорок пять точек «Буше» открыты в Петербурге и три в Москве, это весомый вклад. А сотрудничая с Центром Василия Великого, «Буше» собирает деньги на то, чтобы трудные подростки, получившие условные сроки, смогли вернуться к нормальной жизни. С этого года в мобильном приложении сети появился раздел «Доброе дело», где гости могут перечислять бонусные баллы на различные благотворительные акции и проекты. Так, осенью с его помощью приют для собак «Островок надежды» получил 125 000 рублей. Кроме того, скоро в линейке сувенирной продукции «Буше» появятся специальные значки из переработанного пластика – вырученные средства тоже пойдут на помощь животным.
Сохранением популяции амурского тигра озабочены Хенрик и Юлия Винтер, владельцы нескольких московских ресторанов. Десять лет назад, посетив «Анюйский парк» под Хабаровском, где сейчас обитает около тридцати этих редких больших кошек, они взяли шефство над заповедником. В честь подопечных они назвали и собственный ресторанный холдинг, и одноименный благотворительный проект. С 2016 года во всех заведениях Tigrus (Osteriа Mario, Pizzeria Mario Bar BQ Cafe, Zest, «Швили», «Ваня да Маня») стоят боксы для пожертвований. На помощь тиграм перечисляется и часть прибыли с проданных блюд. Раз в месяц во всех этих ресторанах проходят благотворительные «тигриные» вечеринки с диджеем и семейные «тигриные дни». А сотрудники холдинга устраивают своеобразный тимбилдинг, отправляясь в «Анюйский парк»: соцсети пестрят фотографиями из тигриных экспедиций.
«Делать добро легко, это не требует сверхусилий, помогать может каждый», – такую простую мысль стараются донести до гостей в заведениях Perelman People (I Like Bar, I Like Wine, «Рыба моя»). То, что слова не расходятся с делом, иллюстрирует совместная акция с Фондом Хабенского под названием «Добрые устрицы». В фонд перечисляется 10 рублей с каждой устрицы, проданной во всех ресторанах холдинга. За год в помощь детям с онкологическими заболеваниями головного мозга таким образом было собрано более одного миллиона рублей. Полгода назад рестораны Владимира Перельмана начали работу с фондом «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой. Теперь и 10 рублей с каждого проданного авторского десерта «Обнаженное сердце» в кафе-кондитерской «Жемчуга» и других заведениях Perelman People идет на благотворительность. Кроме материальных пожертвований различным фондам рестораны оказывают помощь нуждающимся и напрямую: в I Like Grill и I Like Bar 2.0 регулярно проводятся мастер-классы для детей с особенностями развития, подопечных проекта Handmade Charity, а в I Like Wine – благотворительные обеды для ветеранов сцены (вместе с фондом «Артист»). Перед Новым годом в ресторанах появятся специальные ящики, где сотрудники и посетители смогут оставить игрушки и одежду для нуждающихся.
Уже семь лет Perelman People поддерживает и международную организацию «Детские деревни – SOS», и не он один. В октябре в ресторане Acapella и лобби-баре Lightbar отеля Swissotel Krasnye Holmy прошла благотворительная акция Kids For Kids: дети до 12 лет, посетившие рестораны, получали ланч в обмен на символический взнос в 350 рублей в специальную копилку. Таким образом здесь отметили 20-летнее партнерство Swissotel с «Детскими Деревнями – SOS». Сотрудничество продолжается – в будущем рестораны московского отеля планируют регулярно проводить благотворительные акции в пользу крупнейшего международной неправительственной организации, которая рассматривает воспитание детей в семьях как альтернативу детским домам.
В нашей действительности не только дети и инвалиды, но и пожилые люди оказались в категории социально незащищенных граждан. В Москве пенсионеры могут получить бесплатное питание в Территориальных центрах соцзащиты, но для этого им надо пройти специальную комиссию, которая должна признать их нуждающимися. А в кафе «Добродомик», недавно открывшемся на Тушинской, чтобы пообедать, достаточно просто предъявить пенсионное удостоверение, да и его обычно не требуют. Первый «Добродомик» уже два года работает в Санкт-Петербурге, в Москве проект открыт теми же людьми при поддержке музыканта и ресторатора Эмина Агаларова (сына Араза Агаларова, владельца Crocus Group). Утром и вечером кафе кормит обычных людей за деньги, и каждый гость, заплатив за еду, автоматически становится участником проекта. А с 12.00 до 16.00 «Добродомик» бесплатно обслуживает пенсионеров, предлагая им полноценный обед из четырех блюд. Кроме того, кафе оказывает адресную помощь и по другим вопросам: пенсионеры могут прийти к организаторам со своими проблемами, а те, в свою очередь, стараются им помочь, кидая клич в соцсетях и обращаясь в официальные организации.
Комбинат по производству кошерной продукции Pinhas на территории Еврейского музея и центра толерантности вот уже несколько лет бесплатно кормит пожилых и малообеспеченных соплеменников в комфортабельной столовой в здании «Шаарей Цедек». Тем, кто не может самостоятельно дойти до столовой, обеды приносят на дом.
Фудшеринг (от англ. food «еда» и sharе «делиться») – способ делиться излишками еды через сообщества в социальных сетях – еще один канал помощи нуждающимся. Первопроходцем стала Германия, российскому фудшерингу уже четыре года, к проекту в данный момент присоединились более 30 организаций и больше 1000 волонтеров. Тем не менее из-за законодательной базы живется им непросто: бесплатная раздача еды из третьих рук противоречит техрегламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» и федеральному закону «О качестве и безопасности продуктов», за нарушение которых может быть наложен штраф до 150 000 рублей. Поэтому большинство предприятий общепита, участвуя в фудшеринге, предпочитает это не афишировать.
Но есть исключения. Московская сеть кафе PRIME, которая входит в ресторанный холдинг Novikov Group, задумалась об экологической и социальной роли фудшеринга еще несколько лет назад и начала работать с Международной благотворительной организацией «Справедливая помощь Доктора Лизы», а с 2019 года запустила полноценный проект #primeforplanet. Сегодня уже из десяти кафе сети ежедневно в благотворительные организации (Фонд Продовольствия «Русь», Фонд Дмитрия Нагиева «АННА», Фонд «Счастье с нами», Международная благотворительная организация «Справедливая помощь Доктора Лизы») поступает около 120 кг продуктов питания и напитков.
Еще один пример успешно действующей модели фудшеринга – кафе-пекарни «Хлеб Насущный»: весь нераспроданный за день хлеб и выпечку они передают в детские дома, больницы и дома престарелых. В партнерах у сети – Храм Христа Спасителя, фонды «Вера» и «Право матери», благодаря которым дар находит адресатов.