7 спектаклей о феминизме
Говорить о феминизме в поле театра непросто: главных мужских ролей в мировом репертуаре значительно больше женских, а фигура режиссера многими по-прежнему мыслится как сугубо мужская. И все же тренды меняются, и все больше спектаклей обращаются к гендерной проблематике — Time Out выбрал некоторые из них.
«28 дней»
Ольга Шиляева обозначила жанр своей пьесы как «трагедия менструального цикла». Трагедия — не только потому, что собеседником героини здесь выступает Хор, но и потому, что описываемая ситуация неразрешима: менструации — «женская доля», которой не избежать. Впрочем, нарушение табу на эту тему — не единственное, чем интересна пьеса. В циклическое движение автор вписывает проблемы отношений между полами, дискриминации и семейного насилия, облекая их в мощный ритмизованный текст. Именно музыкальность пьесы отметили режиссеры Юрий Муравицкий и Светлана Михалищева в номинированной на «Золотую Маску» постановке — в их версии она стала феминистской ораторией.
«Locker room talk»
Locker room talk — «болтовня в раздевалке», вульгарные разговоры между представителями одного пола, часто высмеивающие, принижающие, оскорбляющие пол противоположный. Шотландский драматург Гэри Макнейр поговорил об этом феномене с мужчинами и собрал документальную пьесу в четырнадцати главах — образчик современного сексизма. Режиссер Ада Мухина, хореограф Дарья Юрийчук и драматург Ольга Тараканова выносят на сцену ЦИМа не только и не столько сам текст, сколько свои собственные психологические и физические реакции на него, приглашая зрителя к дискуссии.
«Любовницы»
В чем предел мечтаний женщины? В наличии мужа, детей и собственного дома. Так считают героини романа Эльфриды Елинек, судьбы которых автор описывает с состраданием и цинизмом, сравнивая их с креветками, чей внутренний мир небогат, а жизнь определяется базовыми инстинктами. Оттолкнувшись от жесткого и сухого языка писательницы, режиссер Светлана Землякова выстроила на малой сцене Театра наций математически выверенный, разлинованный мир, где действия героев подчиняются схемам, а личности заменены функциями. И пусть стиль ярких костюмов отсылает к 70-м: прошедшие полстолетия не делают историю менее актуальной.
«Милосердие»
Где: Театр.doc в Сахаровском центре
Разговор о войне обычно ведется от лица мужчины: женщинам остается переживать трудности тыла. Авторы этого документального спектакля во главе с режиссером Анастасией Патлай выбрали в героинь двух сестер милосердия, которые работали на фронтах Первой мировой и фиксировали свою жизнь в дневниковых записях. Кажется парадоксальным, но они жалеют, что война скоро может кончиться, — ведь тогда жизнь вернется в свое привычное русло. Война для женщины оборачивается возможностью жить полнокровно, деятельно проявить себя, делать свободный выбор. В экстремальной ситуации вопрос гендера отпадает сам собой: перед смертью все оказываются равны.
«ГрозаГроза»
Свобода — вот о чем мечтает Катерина из пьесы Островского. Свобода любить, думать, говорить — кого хочешь, о чем хочешь. Свобода провожать мужа так, как подсказывает сердце, а не как требуют традиции или свекровь. Катерина в исполнении Юлии Пересильд своевольна, озорна, влюбчива, готова обнять весь мир, ей противны лицемерие и притворство, навязанные обществом. Она бесстрашно ходит по бортику лож в зрительном зале и прыгает в бассейн: этой в сущности еще девчонке все равно, кто и что о ней подумает. И хотя трагический финал пьесы в спектакле Евгения Марчелли сохранен, его Катерина бросается с обрыва не из-за осуждения или раскаяния, а из-за разбитого сердца — это ее выбор и ее проявление свободы.
«За белым кроликом»
Две девочки садятся в машину к незнакомцу, и все заканчивается плохо. Сюжет, знакомый по детским страшилкам, сводкам новостей, скандальным ток-шоу. Но что, если это не жуткий конец истории, а только ее начало? В своей пьесе драматург Мария Огнева, смешивая приемы документального театра и мотивы «Алисы в стране чудес», показывает три женские судьбы, покалеченные трагедией — и не столько самой трагедией, сколько отсутствием справедливости, невылеченной травмой и одиночеством. Перенося текст на сцену, режиссер Полина Стружкова совместила сказку Льюиса Кэрролла со стендапом: получился откровенный, но одновременно бережный по отношению к зрителям спектакль.
«Тихая революция»
Где: на разных площадках
Подробнее
Имя Александры Коллонтай наверняка слышали многие, но о том, кем она была, сегодня помнят единицы. Первая женщина-министр, посол СССР в Швеции, первая (и почти единственная) последовательная феминистка в советской политике. Режиссер Вика Привалова взяла за основу дневники и письма «валькирии революции» и сделала спектакль в трех частях: первый акт — документальный, второй — пластический, третий — коммуникативный, когда зрители могут обсудить, как идеи Коллонтай отзываются в современности. Играют спектакль редко, но пропускать не советуем: это не только художественное высказывание о феминизме, но и акт социального участия: часть собранных средств от каждого показа направляется на благотворительность.