Узнать столицу: самые интересные онлайн-экскурсии, лекции и выставки о Москве
Музеи, подведомственные Департаменту культуры столицы, подготовили обширную программу онлайн-событий об истории нашего города. Вы узнаете, в какой книге XIX века о Москве говорят, как о «доброй старушке, со странностями, причудами и капризами»; как столица выглядела на рубеже XVIII-XIX веков; и почему здание московской мэрии передвигалось на целых 13 метров. Можно будет попасть из Москвы екатерининской в Москву Достоевского или прогуляться из Москвы усадебной в Москву брежневскую. А еще узнать, что означает «Сравнительное Двороведение»! Time Out предлагает изучить программу и выбрать самое интересное, чтобы окунуться в атмосферу истории любимой столицы.
Петровский путевой дворец
Петровский путевой дворец
Видеоэкскурсию по Петровскому путевому дворцу, который стал местом отдыха императорской семьи на пути из Петербурга в Москву, можно посетить в Музее Москвы. Во время войны 1812 года именно здесь располагалась ставка Наполеона Бонапарта — отсюда он наблюдал, как горит город, который ему не покорился. Посетители также услышат подробную историю Петровского парка, окружающего это историческое здание.
Мэрия Москвы
Мэрия Москвы
Во время «Видеопрогулки по мэрии» вы увидите три главных зала этого здания: голубой, с венецианской штукатуркой; красный, украшенный шелком и портретами градоначальников Москвы и белый зал, интерьер которого уцелел в пожаре 1812 года. Денис Ромодин, экскурсовод Музея Москвы, расскажет, как сейчас используются парадные залы; покажет, с какого именно балкона неоднократно выступал Владимир Ленин. Кроме того, он расскажет, почему в советское время здание передвинули на 13 метров
Остоженка
Остоженка
Здесь же проходит оригинальная виртуальная выставка «Остоженка: проект в проекте», которая посвящена тридцатилетию проекта реконструкции микрорайона Остоженка и одноименного Архитектурного Бюро. Вы узнаете об истории этого знаменитого места Москвы и уникальных экспонатах выставочного пространства, а также сможете стать свидетелем захватывающей дискуссии о современной роли архитектора.
«Моя Москва»
«Моя Москва»
Лекторий Музея Москвы предлагает увлекательную лекцию «Моя Москва» – диалог Игоря Мухина и Юрия Пальмина. Книга Игоря Мухина «”Моя Москва”. Фотографии 1985 – 2010 годов» (2012) представляет, по мнению автора, «столицу разных государств, разных эпох и социальной среды». Сегодня это издание позволяет анализировать то, как менялась Москва в течение 35 лет. Это своеобразный «дневник», вестник московской жизни, который исследует городскую идентичность столицы.
Дворики Покровки
Дворики Покровки
В разговоре с москвоведом – «Дворики Покровки с Сергеем Никитиным» – можно «пройтись» от Покровских ворот и Ямы до Малой Земли. Это своеобразное виртуальное путешествие из Москвы екатерининской в город Достоевского, из усадебной Москвы – в брежневскую и обратно! Еще в 2000-х годах Сергей Никитин предложил изучать московские дворы, и даже создал Департамент Двороведения, который выпускает серию видеопрогулок «Сравнительное Двороведение».
«Родное Ретро»
«Родное Ретро»
На фотовыставке «Родное Ретро. 1962 – 2002. Московская сага фотографа Михаила Дашевского» вы увидите еще одну Москву: сначала – город 60-х, затем – перемены 70-х-90-х, и, наконец, 2000-е. На фотографиях оживают образы столицы: от дворов и домиков на Солянке до шумных центральных улиц и новостроек. К фотографиям известный автор написал маленькие истории, превратив выставку в собрание новелл.
«Москва в творчестве Николая Петровича Глущенко»
«Москва в творчестве Николая Петровича Глущенко»
Московской теме посвящена живописная онлайн-выставка «Москва в творчестве Николая Петровича Глущенко» в Музее обороны Москвы. В работах советского разведчика и художника, современника героических дней обороны столицы, показаны будни Москвы в годы Великой Отечественной войны. Большой театр, Манежная площадь, Александровский сад, Тверской бульвар сохраняют образ той ушедшей, но все еще узнаваемой Москвы. Замаскированные купола соборов Кремля, зенитные орудия на улицах города, поднятые вверх аэростаты воздушного заграждения передают напряжение и тревогу осажденного города.
От Брестской крепости до убежища Анны Франк: 8 онлайн-туров по музеям Второй мировой
От Брестской крепости до убежища Анны Франк: 8 онлайн-туров по музеям Второй мировой
«Москва Грибоедовская»
«Москва Грибоедовская»
О «Москве Грибоедовской» расскажут на выставке в Государственном музее А. С. Пушкина, подготовленной к 225-летию со дня рождения русского дипломата, драматурга, пианиста и композитора Александра Сергеевича Грибоедова, в жизни которого Москва сыграла важную роль. Здесь он родился и поступил в университет; и, конечно, именно здесь он с марта 1823 по май 1824 года работал над своей бессмертной комедией «Горе от ума». О том, насколько верно удался Грибоедову портрет города, свидетельствуют высказывания его современников: «”Горе от ума”», писал Н. И. Надеждин, «представляет нашу добрую старушку Москву, с ее странностями, причудами и капризами». «И общее, и детали, все это взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену, со всей теплотой, со всем “особым отпечатком” Москвы», говорил И. А. Гончаров.
«Москва в творчестве художников “Группы 13″».
«Москва в творчестве художников “Группы 13″».
В этом же музее демонстрируется онлайн-выставка «Москва в творчестве художников “Группы 13″». Это творческое объединение получило свое название по числу участников первой выставки и просуществовало с 1929 по 1931 гг. «Московская тема» зазвучала у этих художников по-своему. Для многих из них, приехавших сюда из глубинки, Москва стала второй родиной. Они запечатлели столицу конца 1920-х – начала 1930-х годов, с ее бульварами и скверами, парками и набережными. Они часто путешествовали по городу, стараясь в своих работах «остановить мгновение», сохранить на холстах «уходящую» Москву с ее деревянными домами, показать быстро меняющийся облик столицы.
Художник Борис Рыбченков из «Группы 13» писал:
«Тема Москвы стала для меня главной. Я понимал, что время всех этих Масловок, Хуторских, Полтавских, Башиловок прошло, что наступающая новая жизнь сотрет, в конце концов, весь этот дорогой сердцу одно-, двухэтажный мирок!»…
Москва всегда предстает перед нами такой разной: на старинных фотографиях и живописных холстах, в графических рисунках и воздушных акварелях, и, конечно, в рассказах увлеченных людей, посвятивших себя изучению исторического прошлого столицы. Лучший способ узнать Москву получше — посмотреть на нее с точки зрения истории и археологии, живописи и искусства фотографии.