8 сериалов и 8 вин, которые с ними идеально сочетаются
У хороших сериалов и хороших вин много общего — они поднимают нам настроение, помогают расслабиться. А еще — их очень много и они все очень разные, без специалиста не разберешься, что смотреть и что пробовать. Специально для Time Out винный журналист Влада Лесниченко сделала новую подборку самых популярных сейчас сериалов и вин, которые стоит под них пить.
«Разрабы» (Devs)
Таинственный и тягучий диджитал-нуар Devs (от английского developers или, скорее, deus) рассказывает о секретном отделе самых перспективных разработчиков квантовых технологий, которые трудятся в успешной IT-корпорации Amaya, названной в честь погибшей дочери владельца. Успех Amaya строится на обладании совершенным квантовым компьютером и специалистами, которые могут извлечь из него решение любых вселенских задач: кибербезопасности, искусственного интеллекта, предопределения и возможности изменения хода истории. В мини-фильме Алекса Гарланда, сценариста «28 дней спустя» и режиссера «Аннигиляции», нашлось место и русским хакерам, и продажным политикам из Вашингтона, и любовной линии, но самое главное – темной стороне Кремниевой долины с почти сектантским устройством ее ведущих корпораций.
У каждого винного любителя (помимо белого Бордо) есть секретное оружие в виде белой Риохи. Хорошей мало, выдающейся – крохи, но, если вам попадается филигранно сделанная виура (читай по-французски «макабео»), вы получите невероятное квантовое удовольствие. Rioja Blanco Gran Reserva – штучное вино, с высоким IQ. Выдержанную 48 месяцев в дубовых бочках (идеально, когда в больших и старых) белую Риоху можно пить в течение 20 лет, наслаждаясь сложной ароматикой ананаса на гриле, печеного яблока, меда, цукатов и прокаленного фундука. Конечно, ведь за сложность и глубину белой Риохи отвечают самые первые разработчики паутины. Когда спускаешься в темные старинные подвалы, где зреет Риоха, виноделы просят не включать свет на гаджетах, чтобы не спугнуть паучков, отвечающих за квантовый баланс местной атмосферы.
«Озарк» (Ozark)
Сериал рекомендован людям с жизненными проблемами и неурядицами. Просмотр «Озарка» действует терапевтически, и вот уже ваши затруднения кажутся сущими пустяками. С финансовым консультантом Марти Бердом случилось многое и сразу: дети не слушаются, жена Венди изменяет, партнера убивают, ФБР устраивает слежку, мафия требует возврата крупного долга наличными.
Недружная семья вынуждена переехать из престижного предместья Чикаго в курортный городок Озарк на озере в штате Миссури, где Марти и Венди становятся местными звездами, а их жизни приобретают криминальный флер и вкус опасности.
Гренаш или гарнача – незаметный герой, который вечно оказывается на вторых ролях у темпранильо или существует в виде невнятного розе в Испании, либо в бленде GSM на юге Франции. Сам по себе редко был звездой, но сейчас ярко и шумно возвращается на сцену, демонстрируя великолепную игру: отличную кислотность, филигранные танины и рискованную глубину вин со старых лоз на гравийных или известняковых почвах.
Пробуйте гренаш потоньше из Лангедока, помясистее из южноронского Жигондаса. Пробуйте элегантную гарначу из Каталонии и мускулистую из Приората. Пробуйте густое фруктовое каннонау из Сардинии.
«Белые линии» (White Lines)
Сериал «Белые линии», сценаристом и продюсером которого выступил создатель нашумевшего «Бумажного дома» Алекс Пина, по-курортному неспешно рассказывает нам о молодой симпатичной британке. Она, практически бросив семью в мрачном Манчестере, летит на солнечную Ибицу, чтобы расследовать убийство старшего брата-диджея. Его тело внезапно обнаружили спустя 20 лет после пропажи, и это запустило цепь событий, которые могут случиться с любым измученным серой городской жизнью курортником: жара, опасные знакомства, секс, наркотики, погони, вечеринки на фоне изумительного моря, смывающее все огрехи сценария. В общем, безудержное веселье, которое на утро проявляется дурным привкусом и головой болью.
Поэтому островитяне и рекомендуют розе: нежно, но ярко, подходит к любому приключению – хоть гастрономическому, хоть эротическому, если охладить посильнее. Выбирайте испанское розе, оно более насыщенное и пряное и лучше подходит к плотским фантазиям, то бишь к шашлыкам на природе. Если повезет, и вы найдете розе с соседней Майорки, то эффект отпуска на веселом острове вам обеспечен.
«И повсюду тлеют пожары» (Little Fires Everywhere)
У прыткой Риз Уизерспун нюх не только на роли, но и на романы для экранизации. Для нового сериала она выбрала книгу американской писательницы китайского происхождения Селесты Инг, выступила главной героиней и продюсером вместе с исполнительницей второй главной роли – Керри Вашингтон. Они обосновались в идеальном американском городке 90-х годов, где каждая зажиточная семья привыкла жить по строгим правилам апелласьона: выверено подстриженный газон, безупречные дети, образование, карьера, спорт и секс по расписанию. Риз играет успешную журналистку, жену блестящего юриста и образцовую мать, Керри – художника-бродягу с дочерью-вундеркиндом.
Женщины выпячивают два полюса: разные положения в обществе, разные расы, разный взгляд на мир, но они, при всей непохожести, вынуждены жить вместе. Их раскручивающееся по спирали противостояние заканчивается тлеющим пожаром, что внутри каждой, что снаружи.
Пино гри, способный быть и белым, и красным, не пнул только ленивый винный эстет. Однако этот сорт создан из таких противоречий, которые в умелых руках превращаются в удивительный баланс. От рождения обладая умеренной кислотностью, довольно скромными ароматическими характеристиками и способностью набирать алкоголь, пино гри нуждается в правильном терруаре, разумном подходе и опытных руках.
Выбирайте минеральные немецкие граубургундеры из Бадена от ваших любимых производителей шпетов, или пряные французские пино гри из возвращающего в моду Эльзаса от органичных штучных виноделов, или фруктовые с цитрусовой пикантностью из Фриули и Альто-Адидже, или новосветские солоноватые гри из прохладных регионов, за которыми стоит побегать.
«Штисель» (Shtisel)
Cериал «Штисель» – своего рода событие в истории кинематографа. Впервые зрителя пускают в одно из самых закрытых религиозных обществ – ультраортодоксальную израильскую общину обособленного квартала Меа Шеарим в Иерусалиме. Авторы, которые глубоко в теме, рассказывают историю четырех поколений хасидской семьи, очень аккуратно приоткрывая нам культуру харедим. В центре неторопливого, но увлекательного повествования – молодой, однако уже засидевшийся «в девках» шлимазл Акива Штисель, который влюбляется во вдову прилично старше него и с ребенком, что сильно противоречит принятым нормам. «Штисель» — солнечное, очень доброе, немного старомодное кино. Прикрытая комедией положений драма, от которой невозможно оторваться и не сопереживать каждому герою, живущему совершенно иной жизнью, чем каждый из нас. Почему еще сериал считают событием? Говорят, его посмотрели те самые, не имеющие телевизоров, жители квартала Меа Шеарим со своих кошерных мобильных телефонов.
Гевюрцтраминер, белый сорт с розовой кожей, ароматная мутация редкого саваньена розе, своей непревзойденной и незабываемой ароматикой хорош как для начинающих знакомство с винной харедим, так и для радикальных винных ортодоксов. Белые вина из гевюрца – это золотой, почти медный оттенок, ароматы личи, мандарина, розы, абрикоса, имбиря и весомый уровень алкоголя. Этот традиционный благородный сорт, удостоенный статуса Grand Cru в Эльзасе, в сладких версиях как-то выпал из моды, но есть пара причин, почему нам стоит к нему вернуться.
Если вы найдете гевюрцы с парой грамм остаточного сахара, созданные в легком молодом стиле, хорошенько охладите их – они великолепно «пейрятся» с восточной кухней: хала, шакшука, кюгель, фалафель, базарган.
«Убивая Еву» (Killing Eve)
Эстетское зрелище, мимикрирующее под шпионский детектив и черную комедию одновременно — вышло уже 3 сезона. Первый – абсолютно блестящий, второй – отличный, третий – рваный, с искупительной заключительной серией. На фоне открыточных видов европейских городов, сногсшибательного гардероба, захватывающе красивых лиц трех (!) главных, но разных по возрасту героинь происходит убийственная охота следователя Евы Поластри и наемной убийцы-социопатки Вилланель друг на друга.
Автор сериала британец Люк Дженнингс признался, что списал «бывшую, но подданную русскую» Вилланель с реальной баскской наемницы по прозвищу Тигрица. «Убивая Еву» точно отвечает на вопрос, заданный другим сериалом: «почему женщины убивают»? Да нипочему. Призвание у них такое.
Янтарное или оранжевое вино лучше пить как красное, хотя на самом деле оно белое. Все при нем – яркая спелая завораживающая ароматика, ощутимые танины, тягучая маслянистость и глубина, в которую погружаешься, как в омут. Говорят, что оранжи лучше всего получаются из сортов с толстой кожицей или из так называемых gris (или серых). Именно они дают цвет и структуру вину. При первых оранжевых пробах не стоит сразу бросаться во все тяжкие и начинать с амфор.
Гораздо комфортнее дегустировать свои первые янтарные вина, выдержанные на той самой кожице в деревянной бочке. Так скрытые сила и мощь будут казаться гораздо привлекательнее.
«Мертв для меня» (Dead to Me)
Во время вечерней пробежки мужа Джен Хардинг сбивает машина. Младший сын скучает так, что начинает считать прилетающую к его окну каждый день птицу реинкарнацией отца, а Джен клянется сама разыскать убийцу и должным образом покарать. Она встречает несчастную, но гиперпозитивную Джуди Хейл, которая немедленно, к удивлению обоих новоиспеченных подруг поселяется в летнем домике семьи Джен. За каждой женщиной тянется длинный шлейф тайн, а убийца на поверку оказывается ничуть не хуже, чем жертва. Актрисы Кристина Эпплгейт и Линда Карделлини так здорово дополняют друг друга, что иногда кажется, что подруги Джен и Джуди – это две стороны одной начищенной сверху, но не такой драгоценной внутри, медали. Чернота этой комедии прячется в диалогах, поэтому если вы говорите или читаете на английском, не лишайте себя удовольствия послушать оригинальные в обоих смыслах диалоги.
Гамэ был когда-то изгнан из бургундского рая за вполне положительные черты характера: урожайность, некапризность, дружелюбность и выпрыгивающую из бокала ароматику. Сегодня, когда наконец моду на маркетинговый кейс, а не на вино Божоле Нуво отменили, у гамэ наметилось второе пришествие. Ягодно-цветочная палитра – малина, черника, фиалка, ирис, пион, но есть в этой внешней дружелюбной привлекательности и ложка сырой земли, ломтик горького шоколада и запах лесной грибницы. Все как у настоящей женщины с прошлым.
«Последний танец» (The Last Dance)
Документальный фильм, пожалуй, самый чистый жанр кинематографа, который наконец возвращается в телевизионную моду. Cериал режиссера спортивных передач Джейсона Хехира об американской баскетбольной команде Chicago Bulls в зените ее славы подойдет и спортивным фанатам, и тем кто далек от профессионального спорта, и мужчинам, и женщинам. В восьми сериях показан важный для команды сезон 1997—1998 годов, когда ее лучшие игроки Майкл Джордан, Деннис Родман, Скотти Пиппен и их тренер Фил Джексон через пот, кровь, интриги, скандалы, лудоманию и запои вели команду к своему шестому чемпионскому титулу в NBA. Фил Джексон имел привычку давать имена каждому новому турниру. Шестой был назван им пророчески – «Последний танец»: наступило время расставаться с командой и самому тренеру, и его звезде 35-летнему Майклу Джордану. Эта документалка – не только ностальгия по бешеным 90-м в озвучке MC Hammer, не только остросюжетный фильм, видеоряд которого напоминает катание на американских горках, но и настоящая драма одинокого ранимого человека, которого толпа называла «быком».
Вермут ославили. Настоящий «ручной» вермут – это не те примелькавшиеся пыльные бутылки, от которых ждут дежурного удовольствия на пару минут. Вермут, вино, подкрепленное мистелем и приправленное полынью, специями, пряностями, цветами и ягодами, был известен древним китайским императорам, былинным греческим лекарям и римским полководцам.
Лучшие вина удостаивались чести быть основой для вермута. В 16 веке, например, в моде был вермут на основе рейнского рислинга, который ни при каких обстоятельствах не подумали бы добавлять в коктейли. До наших дней дошли два главных вермутных стиля: французский сухой белый и итальянский сладкий красный. Французу для вашего полного счастья нужен только кусок льда и долька лимона, итальянцу – лед и долька апельсина. Садитесь поудобнее, и тонкая горчинка полыни напомнит вам, что в каждом глотке победы есть легкий привкус возможных поражений.