Современное искусство на любой вкус: 7 лучших выставок сентября | Арт | Time Out

Современное искусство на любой вкус: 7 лучших выставок сентября

Жанна Старицына   2 сентября 2022
6 мин
Современное искусство на любой вкус: 7 лучших выставок сентября
«Мастерская 20’22. Future is now», фрагмент экспозиции

В начале осени музеи и галереи настойчиво предлагают посетителям остановить свой выбор на современном искусстве и дать слово выпускникам школ, мастерских и другим молодым авторам. Впрочем, любителям классики и археологии также есть, куда сходить. Time Out составил подборку лучших выставок сентября.


«Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I»

Габриэль Смит, по оригиналу Якопо Тинторетто. «Слепой ведет незрячего». Вторая половина XVII века

Где: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, Волхонка, 14

Когда: 30 августа — 13 ноября

Подробности

Масштабный проект Пушкинского музея о слепоте и особенностях восприятия искусства решено было разделить на две части. В первой кураторы на основании живописи, графики, скульптуры и мелкой пластики рассматривают тему редукции, то есть упрощения, исчезновения зрения. Вторая часть будет посвящена разному цветовому восприятию у людей и феномену синестезии, когда цифрам или буквам человек присваивает определенный цвет.

Спектр представленных работ впечатляет разнообразием: картины Альбрехта Альтдорфера и Рембрандта с изображениями библейских и мифологических слепцов здесь соседствуют с керамическими произведениями современного японского художника Нисимуры Ехея. Значительная часть экспозиции посвящена популярному в начале XX века методу слепого рисования, во время которого автор не смотрит на бумагу или холст.

«Выставка “Котел алхимика” не претендует на полное раскрытие темы редукции зрения, являясь, скорее, собранием подходов и концепций, которое обусловлено видением кураторов и коллекцией Пушкинского музея. Нашей целью было передать бесконечную вариативность личностного восприятия прикосновения, света, звука, времени и визуального образа, что неотделимо от художественного содержания и смысла существования современного музея», — поясняет куратор выставки Евгения Киселева-Аффлербах.

Ханс Хартунг. HH T—1989—L27. 1989

«И лотос хочет мне сказать…»

Где: Государственный музей Востока, Никитский бульвар, 12А

Когда: 23 августа — 16 октября

Подробности

Созерцательная выставка в музее Востока поможет отвлечься от суетных будней, поскольку посвящена лотосу, символ которого в медитативных практиках используется для достижения гармонии и спокойствия. В начале сентября обычно подходит к концу период цветения этих растений в прудах, в связи с чем творческие натуры — художники и поэты — предаются настроению легкой грусти. Само название выставки отсылает к стихотворению VIII века Ли Бо:

В струящейся воде осенняя луна

На южном озере покой и тишина

И лотос хочет мне сказать о чем-то грустном,

Чтоб грустью и моя была душа полна.

На выставке представлены 25 произведений из фарфора, металла и камня с изображениями лотосов.


«Мастерская 20’22. Future is now»

Где: Московский музей современного искусства, Гоголевский бульвар, 10

Когда: 18 августа — 9 октября

Подробности

В рамках программы поддержки молодых авторов Московский музей современного искусства и Школа «Свободные мастерские» представляют работы своих выпускников. Амбициозным и перспективным художникам предложили высказать свои мысли по поводу будущего — каким оно будет? Будет ли завтрашний мир соответствовать их ожиданиям?

В проекте приняли участие более 40 выпускников: они обучались под кураторством известных деятелей культуры, философов и теоретиков современного искусства. На выставке представлены работы в разных жанрах, например, инсталляции и видеоарт, с помощью которых зритель может составить представление о молодом российском искусстве.


«Зело старо и необыкновенно»

Где: Музей Москвы, Зубовский бульвар, 2

Когда: 30 августа — 30 октября

Подробности

В этом году исполнилось 350 лет со дня рождения Петра I: по всей стране проходят выставки, связанные с его жизнью и деятельностью. Музей Москвы не стал исключением, открыв экспозицию с археологическими находками Петровской эпохи. Посетители увидят оригинальные предметы культуры и быта того времени, например, посуду из кабака, курительные трубки, монеты и элементы одежды.

Интересно, что среди заслуг Петра I отмечают его роль в становлении российской археологии, что отражено в названии выставки. В 1718 году он издал указ, согласно которому предписывал собирать все, что «зело старо и необыкновенно», то есть все древнее и необычное, хранящееся в земле и в воде.


«Возвращение Колобка и еще несколько странных аттракторов»

Ольга Щербакова «На одно лицо»
Саша Слон «Посев»

Где: ЦТИ «Фабрика», Мастерские АСИ, Переведеновский переулок, 18, строение 4

Когда: 17 августа — 17 октября

Подробности

Еще одна выставка представителей молодого поколения художников — это коллективный проект выпускников Института современного искусства Иосифа Бакштейна. Авторы были свободны в выборе медиа и способах самовыражения. Каждый участник представил свои размышления о перспективах и возможностях использования привычных форм в цифровом мире. В работах художников смешивается сверхновое и архаическое, неожиданное и традиционное, привычное и оригинальное. Среди экспонатов — видео, объекты, скульптура и другие работы.


Андрей Дмитренко. «Я — и рана, и меч. Я — нежный цветок, проросший сквозь эту сталь»

Где: Cube.Moscow, Тверская, 3

Когда: 19 августа — 9 октября

Подробности

Галерея «Алиса» в пространстве Cube.Moscow представляет выставку современного художника из Владивостока Андрея Дмитренко. Его работы находятся в собраниях Московского музея современного искусства, музея Дальневосточного университета и частных коллекциях. Он часто экспериментирует с техниками и материалами, а также с образами — в этот раз он обращается к исследованию тела и пола.

Насколько сегодня размыты границы мужественного и женственного? В своих работах автор в поэтичной форме пытается найти ответ на этот вопрос, совмещая откровенно-маскулинные изображения волосатой груди с мягкими пастельными тонами и эффектом задымления.


Владимир Чернышев. «Предпоследний человек на Земле»

Владимир Чернышев. Без названия, 2022

Владимир Чернышев специально для выставки создал серию графических произведений таким образом, чтобы она пересекалась с творчеством Вадима Сидура. Мрачные и угнетающие работы провоцируют зрителя на мысли о будущей антиутопии: посетитель словно оказывается в черновиках своих тягостных дум о бессмысленности происходящего. Камерная обстановка музея играет сайт-специфик проекту на руку: именно в небольшом пространстве посетитель может прочувствовать в полной мере тревожную атмосферу современного мира.

«Зрители будто оказываются на странице недописанного текста и вместе с невидимым автором смотрят туда, где между смолеными днищами дрейфующих бок о бок лодок пробивается тусклый свет. Что это — спасательные шлюпки или погребальные ладьи? Кого они ждут — нас, оставшихся на дне, или тех, кто находится на поверхности? И кто мы — обитатели подводных глубин или сброшенный за борт балласт?», — задается вопросом Владимир Чернышев.