«Итальянцы воспринимают вино очень утилитарно» — Людмила Боброва о том, как стать русским виноделом в Италии
Людмила, сейчас вы живете в городке Новара. Расскажите, как вы решились на переезд в такое маленькое неизвестное местечко?
Это даже не Новара, а городок еще меньше — деревня, в которой всего 994 жителя. Чувствую себя прекрасно: на развлечения совсем нет времени, все отнимает работа. Никто не верил, что после Москвы и Вены смогу жить в «полях», но я всем говорю, что я — настоящая колхозница.
Если серьезно, то в Италии точно есть чем себя побаловать в области истории, искусства и культуры. Клубы и дискотеки здесь, конечно, не сравнятся с московскими, но когда сильно скучаю, то просто беру билеты в Россию.
Какие места региона вы посоветуете посетить туристам?
Конечно, сначала приехать к нам в гости в La Piemontina, продегустировать вино в сопровождении местного мяса и сыра, а дальше мы уже расскажем обо всех хороших местах и направим, куда лучше съездить.
Мы находимся недалеко от Милана, Турина и Новары — поблизости великолепные озера Лаго-Маджоре, Комо, Орта и Мергоццо. До белых трюфелей в Альбе и черных в Кунео рукой подать, море на за горами, горы рядом — Монте-Роза, наверное, самая известная. В общем, здесь есть все — даже любимые аутлеты совсем близко.
Идея вашей винодельни — совместить все самое приятное для туриста в одном месте. Расскажите о концепции подробнее.
Наверное, надо начать с того, что никакой концепции вообще не было. Как говорят итальянцы, все случилось per caso, то есть по воле случая, как, впрочем, и все в этой жизни.
Вино для нас — это не только продукт прямых продаж, но и основа креатива. Даже сбор урожая — предмет интереса: мы создали обучающие программы, рассказывающие о том, как вырастить виноград и произвести вино. Скоро появится погреб для «персональных» винных продуктов — каждый сможет наблюдать за тем, как созревает его детище.
Еще у нас есть винное казино и олимпиады, дающие возможность больше узнать о вине со всего мира. Совсем скоро открываем гурмэ-ресторан с местными продуктами и SPA, в котором все средства будут, конечно, на основе вина и винограда.
Отель — важная часть нашей кантины. Он находится на природе, окружен виноградниками, а из номеров открывается завораживающий вид на Монте-Роза.
Вообще дегустации, свадьбы, выставки, конкурсы, мастер-классы — все то, к чему мы привыкли в Москве, чтобы развеселить и заинтересовать клиента, в Италии в новинку. На весну и лето мы планируем спорт: йогу, велосипедные туры и прогулки по нашим местам с посещением уникальных исторических объектов — в общем, пропагандируем новый современный агротуризм, который здесь находится на низком уровне.
Чем ваша винодельня отличается от других?
Когда я оказалась в Италии, мне надо было чем-то себя занять: модой, едой, вином. Первый вариант отмела сразу: я готова думать только о своем стиле, второй — тоже: не может быть двух хозяек на одной кухне, а готовить русской женщине в Италии итальянскую еду — это смешить народ. Над третьим я задумалась: итальянское производство, но с интернациональным подходом к рекламе, позиционированию и продажам — интересная история, и именно этим мы отличаемся от других.
Вино для итальянцев всегда было удовольствием, но они воспринимают его очень утилитарно: вино + еда = жизнь удалась! Для продукта, который производишь сам и знаешь его ценность, никогда не пожелаешь такой примитивной судьбы.
Местные любят вино, но они ленятся оценить его по достоинству, а тем более приложить усилия и выйти за рамки прагматики. Мы же, русские, всегда смотрим, где еще можно применить продукт, как его можно использовать в разных сферах — самостоятельно или в сочетании с чем-либо.
Как на это смотрят ваши соседи-виноделы? Есть ли конкуренция?
Сами по себе итальянцы легкие, веселые, радостные. Главное — не отбирать их счастье. Но мы появились, не чтобы создать соперничество, а чтобы подарить новые эмоции, создать новые вкусы.
Бессмысленно говорить о конкуренции, когда ты не винодел в четвертом-пятом поколении, у тебя молодые виноградники, нет сводчатых подвалов XIV–XV веков и, в конце концов, когда ты русская и делаешь это впервые — к тебе не пришел накопленный опыт, знания и любовь к виноделию с молоком матери, тебе никто не раскрывал секретов успеха и рецептов вкусного вина.
Но никто не понимает этого, и очень сложно идти вперед, когда все против тебя. Это свойственно Пьемонту: здешние итальянцы очень закрыты и не готовы к движению, совсем не похожи на людей из других регионов. Обычно такой ревности нет — все готовы принимать новых игроков, потому что понимают, что для них это выгодно и полезно.
Как вам «бизнес по-итальянски»? С какими сложностями столкнулись?
Думаю, в Италии чуть больше бюрократии и проблем, потому что не знаешь систему изнутри, но со временем начинаешь осваиваться.
Я окончила юридический факультет, плюс у меня есть экономическое образование — это помогает общаться с муниципальными, фискальными и правовыми органами. С теми, кто работает на себя, у нас полное взаимопонимание, но с наемными сотрудниками есть проблемы, как и в любой другой стране мира. Сложно найти людей, которые так же, как и ты, бьются за результат. Молодое поколение не желает напрягаться, поэтому сейчас стоит вопрос поиска и подбора кадров.
Расскажите о тонкостях вашего производства.
Команда La Piemontina полностью состоит из итальянцев: они знают, как бережно вырастить хороший виноград и превратить его в прекрасное вино. Наш энолог Марио Ронко задает вкус винам, хотя ему приходится непросто: он должен угодить мне и моим запросам.
Самое приятное — в Пьемонте никогда не гнались за количеством и всегда уповали на качество. Кто-то, например, считает нас сумасшедшими, потому что на своих виноградниках мы делаем degradamento — процедуру обрезки винограда, когда на стадии созревания срезается примерно половина из 10–12 гроздей.
А есть ли пространство для экспериментов?
Если мы говорим о качестве, то здесь размах небольшой: чтобы получить оценку DOC или DOCG, нужно соответствовать определенным параметрам. Все остальные «игры» ведут к так называемому vino da tavola — «столовому вину». Никто не говорит, что оно менее вкусное или ниже качеством, просто цена без магических букв высшей ступени классификации сразу становится в разы ниже.
Новыми могут быть только эксперименты на основе наших вин, но это отдельная история. Работа строится по отзывам гостей и клиентов. Однажды я уговорила Марио поставить три эксперимента вопреки его желанию, но в итоге у нас вышли невероятно вкусные вина!
Какие тренды в винопроизводстве вы сейчас наблюдаете?
Я замечаю, что мир начинает меньше употреблять алкоголь, хочет качества и при этом новых этикеток — на Парижской выставке это было заметно. Новые поколения пьют вино вместо коктейлей и крепкого алкоголя, желают креативности и смотрят на мир свежим взглядом. Безусловно, классика должна быть всегда — это тяжелый дорогой люкс, не тема молодежи.
Биоэкопродукты тоже набирают популярность. Это хорошо, но они тоже стоят дорого, да и любой человек понимает, что это только пыль в глаза: природа порой подкидывает такие сюрпризы, что невозможно не использовать какие-то дополнительные средства, чтобы защитить урожай.
Безалкогольное вино — узкий сегмент, хотя и трендовый. На мой взгляд, лучше выпить бокал хорошего вина, чем бутылку непонятной жидкости.
Тем не менее всегда находится свой покупатель. Мы же решили пользоваться возможностью создавать вкусное вино и не причислять себя к каким-либо группам.
Как вы решили выйти на российский рынок? Не боитесь конкуренции?
Изначально у меня не было мыслей продавать продукцию в России. Это было только подарком для друзей. Первые партии, почти 20 тысяч бутылок, так и разлетелись — мы сами их выпили. А потом меня кто то спросил: «Где можно купить это вино?» С этого все и началось.
Дальше — случайное попадание на гастрономический фестиваль GASTREET в Сочи и неожиданный интерес к нам. И вот нашим эксклюзивным представителем в России стала компания «Ладога», замечательный амбассадор Артем, и я, ваш покорный слуга.