Daiquiri






Все коктейли в «Дайкири» авторские, со своей личной историей и особой манерой подачи. Собрать пять из них на одной стойке – обеспечить себе шоу на вечер. Открыло программу ароматное и пряное «Золото партии», настроив на серьезный процесс. Второй напиток – «Нью Фэшн» – оказался ягодным кисло-сладким коктейлем, бодрящим и в меру откровенным. «Имя розы», хоть и носит название романа Умберто Эко, скорее про цветы, чем про буквы – мякоть маракуйи, ванильная пена и ярко-алый лепесток, обрамляющий бокал. Закрывающие вечер крепкие шоты оказались гораздо менее изящными. «Сорри, бабушка» с голландским прародителем джина – женевером и черносливом удивил ароматом, а «Медово-малиновый смэш» с ягодами, медом и бурбоном выглядел как типично женский напиток, хотя пился исключительно редактором Рудиным, что, несомненно, признак брутальности. Как коктейля, так и редактора.